Журналист Андрей Архангельский — о фильме "Игра на понижение" режиссера Адама МакКея.
Абсолютному большинству людей в мире непонятно, что такое кредитный дефолтный своп или CDO (облигация, обеспеченная долговыми обязательствами), — слова, которые чаще всего звучат в фильме, посвященном финансовой катастрофе в Америке 2008 года. Авторы фильма хорошо это понимают. Во-первых, они пытаются по ходу фильма объяснять — на пальцах, — "как это работает". Во-вторых, они не строят иллюзий по поводу того, что большинство зрителей все равно ничего не поймут.
Это неважно, и скажем заранее: это совершенно не мешает смотреть фильм — что называется, не отрываясь.
Тут нет погонь, убийств, красочных пейзажей, все происходит в офисе или в крайнем случае на конференции в Лас-Вегасе. 80% времени всего фильма в кадре немолодые мужчины спорят, пучат глаза, саркастически улыбаются или сыплют непонятными фразами. 20% времени фильма вообще посвящено одному-единственному мужчине — Майклу Бьюрри (Кристиан Бейл) — аналитику хедж-фонда, который еще в 2005-м просчитал обвал рынка 2008 года. Он молчит, сутками сидя у компьютера. Цифры, цифры, цифры. Иногда он плавает в бассейне или просто лежит на полу.
И при этом — захватывающий, динамичный и "не отпускающий до последний минуты", как любят писать в рекламных проспектах, фильм. Можно сказать и иначе: это фильм-катастрофа, который дико сэкономил на декорациях.
Читайте также:
Авторская колонка
Рецензия на фильм "Большой Вавилон"
Как это получается?..
Уже неоднократно приходилось писать, что главное преимущество Голливуда не в том, что там много денег или что там спецэффекты. А в том, что он делает ставку на героя-индивидуума, на одиночку. Одиночка вступает в схватку с целым миром, мир ему не верит, над ним смеются, его хотят уничтожить — но одиночка в результате оказывается прав и всех побеждает. Мы все любим победы и любим побеждать — вместе с этим героем.
"Игра на понижение" ничуть не изменяет этому правилу. Главные герои этого фильма — финансисты, предсказавшие катастрофу 2008 года и воспользовавшиеся этим, — чудаки по жизни прежде всего. Они с детства вели себя не так, как все. И они победили — в расчетах — именно потому, что подвергали сомнению то, в чем большинство людей всегда уверены. Чудаки побеждают — вот о чем этот фильм. Чудаки дело говорят, к ним нужно прислушиваться, они уберегают мир от окончательной катастрофы — и для этого, вероятно, природой и припасены, в качестве страховки.
Это совершенно не отменяет того, что кризис 2008 года был вызван безответственным поведением всех — от финансовых институтов и организаций до простых людей, которые бездумно брали по пять кредитов. Опять же можно упрекнуть Америку в целом — в том, что она безответственна (авторы об этом и говорят). Но на миллионы безответственных американцев всегда приходятся пять-шесть чудаков, которые думают по-другому, и именно благодаря этим людям Америка жива до сих пор.
Это гимн индивидуализму. Каждый жест и реплика в этом фильме прежде всего напоминают: будь другим. Отличайся. Думай иначе. Чуди. Будь самим собой.
И заработаешь кучу денег. Это — да, герои заработали. Но это не единственный результат. Поразительно, но наши герои с Уолл-стрит, кроме прочего, способны испытывать еще и моральное потрясение. Они не могут просто радоваться случившемуся, холодно и цинично, потому что за кризисом стоит страдание миллионов разорившихся и обанкротившихся людей. То есть в этом фильме находится место даже для совести, для сострадания. То, что она тут в комплекте с выгодой и азартом, делает ее еще пронзительнее, достовернее и притягательнее.