"Вместе весело шагать по просторам…" — поется в старой детской песенке. Именно на этом принципе основана так называемая экономика совместного потребления. Стремительная уберизация многих сфер бизнеса стала фактом. "ДП" изучил ниши, в которых развивается бизнес такого типа.
Uber, конечно, не был первым. Но именно этот бизнес–проект, который всего–то за пятилетку превратился из мобильного приложения для жителей одного–единственного американского города в глобального монстра с капитализацией более чем $50 млрд (для сравнения: "Роснефть", крупнейшая в мире публичная компания по объему добычи нефти, стоит раза в 1,5 раза меньше), стал не только символом успеха, но и показал, чего может добиться так называемая экономика совместного потребления. Никакой централизации. Никаких посредников. Каждая сторона сама определяет, когда она хочет оказывать или пользоваться услугами. В выигрыше оказываются все, за исключением тех, кто хочет продолжать работать по–старому. Владельцы машин получают дополнительные деньги, жители дешево добираются из одной точки в другую.
Кто–то Uber ненавидит и призывает запретить, гораздо больше ему завидуют, но наиболее продвинутые используют примерно ту же самую схему в других сферах бизнеса. Многие примеры стали уже каноническими. В 2008 году в США начинает свою работу сервис по бронированию квартир и домов Airbnb. Сейчас этот сервис доступен в 190 странах, и каждую ночь им пользуются около полумиллиона человек. Говорят, только в Нью–Йорке оборот Airbnb в 2014 году составил $1,15 млрд.
В том же 2008 году идея распространяется на еще одну область — поиск инвестиций для различных проектов: в Штатах запускается краудфандинговый проект Indiegogo. На нем можно собрать деньги на новый фильм, разработку электроники, старт фотостудии. С его помощью участники собирали суммы по несколько миллионов долларов. Год спустя с аналогичной идеей выступает и другой портал — Kickstarter. Развивается и краундлендинг, который позволяет получать кредиты физическим лицам от физических лиц. То есть в такой системе необходимость в посредниках в виде банков отпадает. Все, что нужно сделать заемщику, — оставить заявку на сайте и дождаться ее подтверждения. В 2014 году работающие по данной схеме Lending Club, Prosper и др., по информации The Wall Street Journal, выдали кредитов на $7 млрд.
По сути, сервисы совместного потребления удовлетворяют уже почти все основные человеческие потребности. Например, в 2014 году во Франции стартовал проект по поиску пассажиров и водителей Blablacar. В его рамках водители ищут попутчиков, а попутчики — водителей. Сервис развивается стремительными темпами в том числе и в России. Причина проста — доехать на "блаблакаре", к примеру, от Москвы до Петербурга можно за 100 рублей, а порой и менее. В конце концов не могли не появиться и гастро–uber. Проекты типа Eatwith позволяют записаться на ужин к местным жителям в 150 городах мира. По информации СМИ, парижский профсоюз рестораторов Synhorcat даже обратился к правительству Франции с требованием ограничить домашние рестораны, поскольку это может способствовать закрытию кафе и бистро.
Наша Раша
В России подобные проекты появлялись позднее. "В нашей стране тогда не хватало качественных сервисов, которые бы помогали людям находить исполнителей под их бытовые задачи. Онлайн существовало лишь несколько досок объявлений и полуагрегаторов — рынок был абсолютно свободен", — вспоминает сооснователь онлайн–сервиса бытовых и бизнес–услуг YouDo.com Денис Кутергин. Этот сервис, запущенный в начале 2012 года, сразу стал рекламировать себя как способ быстро найти исполнителя под любую задачу — повесить полку, настроить компьютер, дать советы по написанию курсовых. Механика работы сервиса проста: заказчик публикует задание, указывает детали и гонорар. Исполнители откликаются на предложения, высылая свои предложения. Заказчику просто остается выбрать лучшее предложение. YouDo.com были пионерами на рынке, поэтому про них много писали и в СМИ, и в социальных сетях. Благодаря широкому отклику к концу 2015 года сервис набрал аудиторию 650 тыс. заказчиков и 60 тыс. исполнителей из Москвы и Петербурга. Средний чек услуг составляет более 2 тыс. рублей, из которых от 5 до 15% сервис забирает себе в виде комиссии.
Сейчас на онлайн–сервисе бытовых услуг YouDo.com обрабатывают около 2 тыс. заказов в день. На уборку приходится 10%, на фриланс — 6 – 8%, на грузоперевозки — 15%. При этом самой популярной услугой в сервисе стали курьерские перевозки. На их долю приходится более 40% заказов. "При этом только за последний год количество заданий в этой сфере выросло более чем в 3 раза", — подчеркивает Денис Кутергин.
Именно курьерская доставка силами курьеров–непрофессионалов стала в России за последние 2 года самым быстрорастущим сегментом краудсорсинговых сервисов.
Идут почтальоны
— Совмещение с работой или учебой! 1000 – 1500 рублей в день! — зазывают на сайте "Пешкариков" работать курьерами. Стать им просто — скачать приложение на телефон, указать свое имя и фамилию и номер для связи. Через минуту приходит код подтверждения. Все — я курьер "Пешкариков". Первый заказ — отвезти косметику из области в город. За коробку весом 1 кг из Гатчины в центр мне заплатят 689 рублей.
Таких курьеров у "Пешкариков" в Москве и Петербурге уже около 9 тыс. человек. "Для большинства это, конечно, приработок. Я буквально сегодня смотрел в системе: за первые 20 дней месяца лучший курьер в Москве заработал 22 тыс. рублей", — рассказывает о моих перспективах создатель сервиса Дмитрий Петров. Единственное условие работы курьера — нужно заранее внести первичный залог за доставку товаров. Чем больше залог, тем более дорогие заказы можно выполнять. В момент доставки сумма на счету курьера замораживается. "А если курьер не доставил товар, мы просто считаем, что он его купил", — говорит о санкциях Дмитрий Петров. Рейтинг курьера при этом может безвозвратно упасть, и заказов он больше не получит. Потом, если доставку оплачивают наличными, курьер забирает деньги себе, а по безналичке — ему переводит сервис.
"Пешкарики" — это изначально "внутренний продукт", созданный для себя, рассказывает Дмитрий Петров. У него с партнерами было несколько интернет–магазинов, которые продавали запчасти для скутеров, сувениры и различную мелочевку: "У нас была проблема с доставкой мелких грузов по городу. Крупные компании–доставщики нас игнорировали — у нас был маленький оборот, и мы были не интересны им". В компании подумывали взять на работу штатного курьера, но он оказался бы невыгодным. Тогда и решили пойти на эксперимент. "Мы на сайте нашего интернет–магазина, внутри него, сделали небольшую систему. Для нее набирали людей по объявлению, заносили их в базу, а потом выдавали заказы. Но было все сделано по старинке — за заказами они приходили к нам в офис, за зарплатой — тоже", — рассказывает Дмитрий. За 3–4 месяца в компании приучили курьеров регистрироваться в сервисе самостоятельно. "И приняли решение: если есть такой большой спрос, то надо входить в эту нишу", — вспоминает Дмитрий Петров.
Сервис "Пешкарики" открылся в конце 2014 года. Момент оказался удачным.
— Прошла череда закрытий на рынке курьерских компаний. Они банкротились, закрывались, магазины оставались без денег и без товара.
— И это удачный момент?
— Да. Курьерский бизнес достаточно низкомаржинальный. Доставка из Петербурга в Москву стоит 200 рублей. В эту сумму нужно уместить обработку заказа на складе, call–центры, телефонию, перемещение груза, обработку в Москве и выдачу.
Курьерские компании жили, по словам Дмитрия, "за счет оборотов", и когда они упали, то фирмы стали закрываться.
Издержки, конечно, есть и у "Пешкариков". Вложения в проект составили около 5 млн рублей. Основные средства уходят на поддержку серверов, наем специалистов и программистов, разработку мобильного приложения. "Работа сервиса — это же огромное количество данных. Мы смотрим местоположение курьера, замораживаем залоги, фиксируем операции, зачисления, уведомляем магазины, отправляем огромное количество эсэмэсок", — рассказывают создатели сервиса. От каждой доставки 15 – 25% — это прибыль самого проекта. То есть с условной доставки на сумму 200 рублей 150 рублей получает курьер, а 50 — "Пешкарики".
Большие и маленькие
Петербургский рынок "Пешкарики" освоили за полгода. Он оказался небольшим. "В Питере обстановка на дорогах попроще — заказчики могут сами довезти то, что им требуется, бухгалтеры ездят, развозят документы сами. А в Москве, чтобы добраться из одной части города в другую, нужно потратить приличное количество времени", — объясняет Дмитрий Петров. По его словам, это видно и на примере доставки товаров между городами: из Москвы в Петербург идет 70% трафика, а обратно — только 30%. Поэтому в Петербурге развитие сервиса шло с усилием, а в Москве он просто взлетел. Благодаря выходу в Москву объемы выросли вдвое: с 2,5 тыс. до 5 тыс. заказов в месяц. Заработок компании составляет 300 тыс. рублей в месяц.
"Кибермаркеты, гипермаркеты, логисты, которые возят внутри города, — они хотят сократить своих курьеров и пользоваться нашей системой. Мы последние полгода буквально отбиваемся от предложений", — говорит Дмитрий.
Другой петербургский сервис по доставке — "Титимити" хочет в будущем стать своеобразным "Авито". Только там можно будет не продавать товары, а заказывать их доставку. В нем зарегистрированы 1 тыс. курьеров и 100 отправителей — в основном небольшие интернет–магазины. Сайт они запускали тоже поначалу "под себя".
Партнер сооснователя сервиса Денис Манило занимается цветочным бизнесом, и ему были нужны курьеры для доставки букетов заказчикам. "Титимити" сейчас не берет никаких комиссий за услуги по доставке. "И не собираемся, — говорит Денис Манило, — мы хотим построить модель работы как на "Авито". Более того, у сервиса нет фиксированной стоимости доставки. Курьер и отправитель могут торговаться и выяснять цену, на которую они договариваются. Основатели сервиса планируют зарабатывать на введении дополнительных платных сервисов (экспресс–доставка) и на рекламе.
Посмотри в глаза
Крупнейший игрок на рынке краудсорсинговой доставки в России — сервис "Достависта". На рынок они вышли раньше конкурентов — сервис запустился в октябре 2012 года и сейчас работает в Москве, Петербурге, Краснодаре и Екатеринбурге. Согласно данным РБК, "Достависта" выполняет 40 тыс. доставок в месяц. В СМИ фигурировала сумма инвестиций 22 млн рублей с момента основания компании.
Другой крупный игрок — московская компания Bringo. Со своими курьерами они знакомятся на личных собеседованиях.
— Мы вначале тоже не проводили никакого инструктажа — человек скачивал приложение, читал пару объяснительных текстов и шел в бой, — рассказывает основатель Bringo Марк Капчиц.
— Почему поменяли мнение?
— Людям важно понимать, что они приходят в существующую компанию, у которой более–менее нормальный офис, что это не шарашкина контора, которая требует от них депозит. Был какой–то порог недоверия, который сейчас снижается, — в день на инструктаж приходит по 150 человек. За 45 минут им рассказывают о принципах работы приложения, объясняют стандарты общения с клиентом и учат разрешать конфликты.
При этом в Bringo изначально надеялись, что их работник будет лояльным, "молодым, продвинутым и близким к технологиям жителем города". Но лояльными оказались далеко не все. Так, одна часть курьеров — это студенты, которые "немного стыдятся того факта, что они курьеры". А вторая крупная часть — люди постарше, у которых "эйфория и планы на будущее отошли назад" и которые видят в Bringo только быстрый способ заработать. Рекордсмены сервиса могут зарабатывать больше 100 тыс. рублей в месяц. "Но эти курьеры строят целые цепочки, несколько доставок везут из одного интернет–магазина десяткам получателей, ежедневно выстраивая маршруты", — рассказывает Марк Капчиц.
Сейчас у компании больше 10 тыс. свободных курьеров, которые выполняют около 1 тыс. доставок в день. Вложения в Bringo за 2 года составили уже около 50 млн рублей. Но пока проект убыточный — для выхода в ноль нужно достичь планки 3 – 4 тыс. доставок в день — на этот рубеж основатели хотят выйти в 2016 году. Штат компании — 50 человек, половина — программисты и разработчики. Основные издержки — это разработка продукта и зарплаты. Средняя стоимость доставки составляет 350 рублей, из которых 19% — это комиссия сервиса. В планах — Петербург, Нижний Новгород, Казань и Новосибирск.
Последняя миля
Краудсорсинговая доставка — это второй крупный после такси рынок в России, который развивается по модели исполнителей–непрофессионалов. Уберизация уже привела к череде банкротств классических таксопарков и переходу их водителей на работу в агрегаторы такси. По словам участников рынка краудсорсинговой доставки, такой сценарий в их отрасли вряд ли повторится.
— Цену на рынке доставки мы еще не снизили, — улыбается Дмитрий Петров из "Пешкариков". Однако, по его словам, мелкие курьерские компании, которые сейчас открываются, сразу же закрываются. В любом случае участники рынка сходятся в том, что крупные игроки останутся. "Ведь такие игроки, как DHL, UPS, BPS, — это колоссальные игроки с огромным ресурсом. Это вам не таксопарк, вряд ли они идентичность потеряют", — считает Марк Капчиц. По мнению Дмитрия Петрова, крупные компании вроде EMS и "Деловых линий" зарабатывают на доставке между городами, и для них краудсорсинговые проекты не являются угрозой. Напротив, у крупных курьерских компаний, доставляющих товары из одного города в другой, всегда есть проблема "последней мили". "Они хорошо умеют работать на магистрали — быстро, эффективно и недорого", — по словам Марка, основные издержки всегда возникают на "первой и последней миле", когда товар нужно довезти на логистический склад или покупателю. По прогнозам Марка Капчица, в ближайшие месяцы количество заказов от таких клиентов внутри Bringo будет составлять до 50% объема.
При этом ничто не мешает создать отдельный краудсорсинговый проект с грузоперевозками. Так, согласно статистике онлайн–сервиса бытовых и бизнес–услуг YouDo.com, почти 15% заказов внутри проекта приходится на грузоперевозки. Средний чек перевозок по городу составляет 3 тыс. рублей, а междугородних — 15 тыс. "Этот сегмент в основном занят клиентами B2B, но именно поэтому в его обороте высокая маржинальность и перспектива для B2C–сегмента. Зачем человеку платить крупному перевозчику и ждать комплектации сборного груза, теряя драгоценное время, если можно быстро и легко отправить свою крупногабаритную посылку с помощью агрегатора в частном порядке?" — рассуждает Денис Кутергин.
Всем агрегатор
Традиционные рынки с каждым годом все больше будут уходить в агрегаторы, уверен сооснователь YouDo.com Денис Кутергин. Тому есть три причины. "Экономия денежных средств заказчика, высокая скорость исполнения заданий, объективный выбор в пользу показателей цена/качество", — говорит он. Создатели YouDo.com в 2016 году планируют запуск новых категорий, в которых заказчики смогут искать исполнителей: репетиторство, уход за животными, помощь автовладельцам в поиске автозапчастей, диагностике неисправностей и покупке машины.
В России, так же как и на Западе, может выстрелить сфера финансов, считают создатели сервисов доставки. "Скажем, будут выдавать краудсорсинговые кредиты. Когда три человека просматривают анкеты заемщиков и суммарно дают ему кредит", — считает Дмитрий Петров. Из крупных российских компаний на подобный рынок пока выходит только Альфа–Банк, презентовавший проект "Поток", в рамках которого клиенты банка могут вложиться в понравившиеся им компании. "Проблема для малого бизнеса № 2 в России — сложно получить кредит. Банкам невыгодно кредитовать малый бизнес", — говорит лидер проекта Никита Абраменко. В "закрытом инвестиционном клубе" клиенты смогут онлайн привлечь деньги в свой бизнес. Заемодавцам предложат оценивать не залог и имущество, а "деловую активность, профиль руководителя и продукт, который компания создает", говорится в презентации на сайте банка. Заемщики смогут рассчитывать на кредиты под 30 – 45% годовых и суммы в размере 1 млн рублей.
Марк Капчиц предлагает обратить внимание на приготовление еды. "Назовем это краудкейтеринг и краудрестораны. Например, есть платформа — я собираюсь в пятницу устроить ужин с китайской кухней. А есть человек, который умеет ее готовить. А третий человек говорит: у меня есть замечательная веранда, где можно поесть", — предполагает он.
— Можно даже фермерам картошку через краудсорсинг продавать, — считает Денис Манило.
— Как вы это себе представляете?
— Есть частники, которые выращивают картошку, и есть люди, которым она нужна. Перенесите рынок, где она продается, в Интернет. Покупатель может договориться о перевозке и привезти картошку оттуда–то туда. И никакие ретейлеры не будут продавать втридорога.