Госпрограмма поддержки автолизинга, обеспечивавшая 80% продаж коммерческого транспорта, больше не действует. Однако лизинговые компании продолжают давать скидки клиентам, чтобы удержать спрос.
В декабре завершилась госпрограмма льготного автолизинга. Однако лизинговые компании не хотят сбавлять обороты и продолжают предоставлять скидки клиентам за свой счет.
Медведев на полгода продлил программу поддержки спроса на автомобили
Программа льготного лизинга, наравне с субсидированием ставок по автокредитам, была запущена весной 2015 года как мера поддержки автомобильной промышленности. Сначала в ее рамках покупатели могли приобрести автомобиль в лизинг со скидкой на уплату авансового платежа до 10% от стоимости машины, затем в октябре программа была обновлена, и лизинговые компании стали предоставлять 10%–ную скидку клиентам под субсидии из госбюджета.
Участники рынка говорят, что программа оказалось очень успешной: так, до 80% сделок с коммерческим транспортом проходили при поддержке государства. Вообще при поддержке правительства за прошлый год было продано около 600 тыс. машин.
Антикризисные скидки
Тем не менее госпрограмма хоть и поддержала автолизинг, но не спасла его от сокращения. По подсчетам агентства "Эксперт РА", по итогам 2015 года сегмент сократился на 20%. За 9 месяцев 2015 года к тому же периоду 2014 года, по данным "Эксперта РА", российский рынок лизинга сократился до 385 млрд рублей (доля Петербурга — 6–7%).
Без госсубсидирования автолизинга рынок просел бы на все 40%.
Как отмечали в правительстве, в результате лизинговой поддержки объем производства и продаж машин тоже показал не такое глубокое падение, какое могло бы случиться без госпомощи.
Так, в Петербурге, по данным "Auto–Dealer–СПб", за 11 месяцев к тому же периоду 2014 года продажи новых машин сократились на 34%, до 112 тыс., а объем производства — на 16%, до 277,5 тыс. автомобилей.
Почему российский рынок лизинга продолжает падать
"С завершением госпрограммы мы приняли решение продлить льготные предложения для клиентов до 1 января 2016 года. Компания улучшила условия льготного лизинга: размер скидок был увеличен до 15% от стоимости автомобилей, при этом ценовые льготы распространяются на все сделки, независимо от вида автотранспорта и финансовых условий договора", — рассказывает генеральный директор компании CARCADE Алексей Смирнов.
По его словам, в 2015 году компания запустила 16 совместных акций с автопроизводителями. В период действия госпрограммы (май–декабрь) мы интегрировали акционные предложения с выгодами льготного лизинга — в итоге оказалось возможным сократить стоимость автолизинга многих моделей на 15–20%, говорит Алексей Смирнов.
"С 1 по 31 декабря компания запустила собственную программу льготного автолизинга взамен завершившейся государственной программы. Как и ранее по госпрограмме, мы своим клиентам — юридическим лицам давали скидку 10% от стоимости нового легкового автомобиля, но теперь из своего бюджета, а не за счет государства", — говорит Александр Михайлов, старший вице–президент компании "Европлан".

Участники рынка замечают, что предоставление скидки за свой счет в декабре сыграло им на руку. "Действительно, снижая стоимость лизинга, компания снижает доходность каждой конкретной сделки и недополучает определенную прибыль. Но все это краткосрочные потери", — объясняет Алексей Смирнов. Как он говорит, политика скидок позволяет выстроить долгосрочные отношения с клиентом — почти 60% лизингополучателей обращаются повторно.
Как добавляет Александр Михайлов, специализированные автолизинговые компании являются крупными оптовыми покупателями, поэтому получают значительные скидки от автопроизводителей и дилеров. Благодаря этому новые акции и спецпредложения запускаются даже в такие непростые времена, замечает он.
Драйвер рынка
Окончательные данные об отдельных сегментах рынка лизинга в регионах еще не подведены. Но, как отмечают в ООО "Райффайзен–Лизинг", автолизинг был одним из основных драйверов этого рынка в 2015 году.
"Прогнозы по рынку автолизинга на 2016 год весьма позитивные, в особенности на фоне сдержанных прогнозов в отношении других лизинговых сегментов, — говорят в компании. — Дополнительным фактором, который может сыграть существенную позитивную роль в дальнейшем развитии автолизинга, является информация о том, что Минпромторг намерен продолжать работу по использованию программ поддержки российского автопрома в 2016 году. В том числе речь идет и о возобновлении субсидирования лизинга автомобилей".