Почему выбор нового председателя"Яблока" — не конец для партии

Реакция соцсетей на смену председателя партии "Яблоко" оказалась примерно такой же, как обычно, то есть панической. Партию поспешили объявить "политическим трупом" за то, что она не выбрала в лидеры Льва Шлосберга. Однако "Яблоко" останется таким же, как было, и не стоит бросаться камнями за такой выбор.

В минувшие выходные в партии "Яблоко" сменился председатель. Вместо Сергея Митрохина, который руководил партией с 2008 года, избрали Эмилию Слабунову, директора крупнейшей школы Карелии и депутата республиканского Законодательного собрания. Перед этим на съезде разворачивался отдельный сюжет со сменяемостью власти: политический комитет партии (читай — Григорий Явлинский) предложил принять в устав поправку, запрещающую занимать пост председателя более двух сроков. Против был сам Сергей Митрохин, но все-таки большинством голосов поправку приняли, и Митрохин свою кандидатуру снял.
Соответственно, баллотироваться не мог и Григорий Явлинский. Взял самоотвод еще один зампред партии Сергей Иваненко. Осталось четверо: Эмилия Слабунова, Николай Рыбаков из Петербурга, московский активист Анатолий Гнездилов и Лев Шлосберг, до недавних пор депутат Псковского областного собрания депутатов.
Здесь и возник повод для заламывания рук обитателями "Фейсбука", которые очень хотели, чтобы "Яблоко" возглавил именно Лев Шлосберг — человек, который первым раскрыл факты участия российских военнослужащих в конфликте в Донбассе, нашедший могилы погибших псковских десантников и расследовавший эту историю. Шлосберг стал страшно популярным среди политизированных блогеров и еще более популярным — когда сначала подвергся избиению, а затем был лишен депутатского мандата. При этом бывшие коллеги, выступая, не скрывали, что делают это по политическим мотивам (хотя повод, конечно, был вполне юридический, участие депутата в судебном процессе).
Митрохин и Явлинский поддержали Эмилию Слабунову, ее и избрали. Блоги запестрели гневным возмущением и объявлением "Яблока" "политическим трупом". По мнению радикальных комментаторов, Явлинский испугался и не дал возглавить партию настоящему революционеру, который бы сделал партию боевой и энергичной.
Про Эмилию Слабунову за пределами Карелии действительно, наверное, мало кто знает, но вообще Карелия — это регион, где "Яблоко" имеет весьма сильные позиции. В последнее время, правда, губернатор Александр Худилайнен объявил оппозиционерам настоящую войну, но тем не менее именно там "яблочники" смогли провести в мэры Галину Ширшину, которая, кстати, стала кандидатом после того, как Слабунову сняли с выборов по суду.
Может быть, конечно, директор школы — это не тот человек, которого хотели бы видеть во главе "Яблока" блогеры. Сама она призналась, что получила предложение от Явлинского лишь 4 декабря, довольно неожиданно, но не стала возражать. Вполне вероятно, что Явлинский действительно привлек ее как противовес Шлосбергу. Но интересно, что больше всего возмущаются решением те, кто в "Яблоко" не входит, и, возможно, им можно было бы посоветовать вступать в партию, раз уж они так близко принимают к сердцу происходящее в ней, и влиять на процесс.
"Яблоко" вообще называют политическим трупом уже лет двадцать. Партия тем не менее существует и оказывается способна, например, выиграть выборы в столице региона или набрать 13% на выборах петербургского парламента. Если кто-то решит возразить и сказать, что эта победа стала результатом каких-то договоренностей с властью, а потом был некрасивый скандал с перебрасыванием кандидатов по списку и исключением из партии Максима Резника по подозрению в участии в фальсификациях — ну допустим. Но люди-то на избирательные участки пришли и проголосовали, и без всякого административного ресурса.
Все равно "Яблоко" остается партией, представляющей интересы определенных кругов избирателей, все тех же, что и в начале 1990-х; это первая из "старых" партий, где вообще сменился председатель; и это единственная партия, которая открыто заявляет, например, что Крым надлежит вернуть, это по сегодняшим меркам максимум фронды.
В конце концов, это единственная партия, где на пост председателя могут претендовать четыре представителя из регионов (Анатолий Гнездилов москвич, но именно в городском смысле, а не в федеральном), и до последнего неизвестно, кто победит. За Льва Шлосберга во втором туре проголосовало 56 делегатов съезда, за Эмилию Слабунову — 91. Шлосберг стал членом политкомитета, Гнездилов и Рыбаков — заместителями председателя партии.
Когда Сергея Митрохина в 2008 году избирали председателем, он не особенно отличался от Эмилии Слабуновой. Ну то есть в пределах Садового кольца он был относительно весом, но на взгляд избирателя из регионов — ну был такой активист в столице, боролся против уплотнительной застройки, без федерального замаха. И до сих пор есть куча людей, которые про Митрохина не слышали и по сей день считают, что "Яблоко" возглавляет Григорий Явлинский. Однако ничего страшного не случилось, партия не развалилась. Да, полноценной борьбы за пост лидера партии не было, по факту, конечно, все равно лидером оставался и остается Явлинский, но именно поэтому не развалит ее и Слабунова.
Да, наверное, справедливым будет сказать, что Григорий Явлинский не захотел играть с огнем, выдвигая в лидеры человека, вызывающего явную изжогу у властей, и предпочел более умеренный вариант. Но революционером осторожный Явлинский, в конце концов, никогда не был. Далеко не факт, к сожалению, что во главе со Шлосбергом "Яблоко" было бы допущено к любым выборам, и игнорировать это соображение можно, только если ты сам не участвуешь в политическом процессе. Радикальным блогерам, возможно, хотелось бы видеть, как "Яблоко" открыто плюет в лицо администрации президента, героически идет на баррикады и там окончательно гибнет, чтобы, стоя в сторонке, горячо аплодировать подвигу и возмущаться режимом. Однако сами "яблочники" имеют полное право не желать гибнуть на баррикадах, делать выбор и избирать себе председателя, руководствуясь своими соображениями. Не стоит бросаться камнями за такой выбор.