Успех банка Олега Тинькова привлек на рынок мобильного банкинга новых игроков

Автор фото: Ермохин Сергей
Предприниматель Олег Тиньков.

Успешный пример Тинькофф Банка оказался заразителен, и на рынок мобильных банков без отделений потянулись новички. Пока появились только стартапы без банковских лицензий и прибыли, но у них есть все возможности: сегменту прочат рост на 5% в год.

В 2015 году растет конкуренция на рынке мобильных банков, которые специализируются на обслуживании физлиц и при этом не имеют сети отделений и банкоматов, развивая вместо этого дистанционные сервисы.
Первым подобным банком на российском рынке был Тинькофф Банк. Долгое время банкиры не верили в подобную модель, но оказалось, что она работает в России. В непростом для банков 2015-м она также неплохо себя проявила: наряду с Совкомбанком Тинькофф Банк оказался в числе прибыльных розничных банков, тогда как остальные банки, в кредитных портфелях которых преобладает розница, оказались "глубоко убыточны", оценивал ранее аналитик Fitch Дмитрий Васильев. В первом квартале 2015-го Тинькофф впервые за 5 лет получил убыток, но затем во втором квартале снова вышел в прибыль. По итогам девяти месяцев 2015 года Тинькофф Банк получил 900 млн рублей прибыли, а по итогам года рассчитывает заработать около 1,5 млрд рублей.
Прибыльность и новизна привлекают новичков, конкуренция в этой сфере будет только расти год от года. Доля рынка этого банковского сегмента будет расти примерно на 3-5% ежегодно на фоне распространения Интернета в России и увеличения численности смартфонов, прогнозирует Анна Бодрова, старший аналитик "Альпари".
В то же время новые проекты в этом сегменте пока не имеют банковских лицензий — по сути это пока только некие платформы, которые или входят в структуру более крупной организации с розничными подразделениями, или являются интерфейсом на базе других банков — опять же с традиционной структурой.
Так, в мае этого года венгерская группа OTP (владеет российским ОТП-банком) запустила проект Touch Bank. Он, так же как и "Тинькофф", основан на идее отсутствия офисов и работе через Интернет и мобильные приложения, процессинг Touch Bank осуществляет через ОТП-банк.  Еще одна подобная платформа — Рокетбанк, который ранее грозился купить Олег Тиньков, — вчера заявила о своем соглашении с банком "Открытие". "Открытие" станет расчетным банком для клиентов Рокетбанка и будет осуществлять процессинг новых карт вместо "Интеркоммерца" ("Интеркоммерц" пока будет обслуживать карты, которые уже на руках у клиентов Рокетбанка).
Подобную модель, связанную с онлайн-банкингом, имел в том числе и банк "Связной", лишенный лицензии в этом году. В то же время, по словам участников рынка, печальная судьба "Связного" была обусловлена скорее внутренней ситуацией, связанной с акционерами, кроме того, банк все же опирался на сеть офисов, поэтому полностью виртуальным его назвать было нельзя.
Как уже писал "ДП", банки не жалеют денег на развитие дистанционных каналов, даже несмотря на непростое время. А сотрудничество с такими платформами, как Рокетбанк, или создание на базе банка отдельной платформы, как Touch Bank, дают возможность вместо больших вложений в свои digital-каналы получить готовый работающий сервис. Так, банк "Открытие", у которого уже была инфраструктура для дистанционного обслуживания, заключила с Рокетбанком соглашение именно из-за доступа к "новой модели сервиса", пояснил Евгений Данкевич, председатель правления банка "Открытие".

Подрастающие конкуренты

Другой вопрос заключается в том, станут ли когда-нибудь такие платформы, как Рокетбанк и Touch банк, полноценными банками, а значит, и конкурентами "Тинькофф". Пока что они находятся на стадии стартапов и только набирают обороты.
"Одним из вариантов развития нашего проекта могла бы стать покупка лицензии и создания собственного процессинга. Это вполне нормально. Но наша модель жизнеспособна и без этого. Тем более теперь с нами банк "Открытие" — они большие, надежные и технически продвинутые", — говорят в пресс-службе Рокетбанка. "Тинькофф Банк был нашим конкурентом, теперь вот по условиям и бэкенду Рокетбанк лучше. Touch Bank вроде бы можно посчитать конкурентом, но у них целевая аудитория с нашей пересекается только частично, ведь у них все-таки основной кредитный продукт", — поясняют в Рокетбанке.
Пресс-служба Touch Bank оказалась недоступна. "Мы не хотим стать вторыми после Тинькофф Банка или обогнать его. У нас есть свои целевые показатели по доходности и по возврату инвестиций, которые мы должны обеспечить акционерам. Сейчас в наших планах набрать около миллиона клиентов за 5 лет", — рассказывал ранее в интервью FutureBanking руководитель Touch Bank Андрей Козляр.
Рокетбанк и Touch Bank не являются банками и не отчитываются перед ЦБ, поэтому сравнить их по банковским показателям не представляется возможным. По словам Андрея Козляра, ОТП-банк выделил на стартап 40 млн евро, выйти в прибыль Touch Bank планирует через 3,5-4 года. Проект "Рокетбанк" поначалу развивался на деньги самих учредителей, позднее они привлекли средства фонда Runa Capital в размере 2 млн долларов и еще один раунд инвестиций от фонда Life.Sreda. Согласно данным СПАРК, в 2013 году убыток ООО "Рокет" составил 9 млн рублей, а в 2014-м — 64,5 млн рублей. Рокетбанк не раскрывает сроков выхода на самоокупаемость, на которые рассчитывает. "Наша деятельность за 2015 год заинтересовала большинство крупнейших банков нашей страны. Мы провели большое количество переговоров со многими из них и решили, что "Открытие" выступит в роли нового эмитента лучше всего. Этот интерес считаем лучшим показателем, чем какие-либо цифры", — говорят в Рокетбанке.
По мнению аналитиков, конкурентам Тинькофф Банка придется нелегко. "Тинькофф Банк на рынке мобильного банкинга работает давно, достаточно давно для того, чтобы занять нужную ему долю рынка и обеспечить спрос населения нужным ему предложением. Вряд ли Тинькофф Банку кто-то из конкурентов дышит в спину. Для начала им необходимо преодолеть временную фору и предложить потребителю что-то принципиально новое, а не копировать опыт более крупного конкурента. Связной Банк переоценил свою подвижность и не вышел в прибыль из-за работы сразу по нескольким финансово затратным направлениям", — оценивает ситуацию на рынке старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова.
"Мы видим, что другие банки начали постепенно отказываться от розничных отделений в пользу дистанционного обслуживания", — говорят в Тинькофф Банке, при этом не комментируя перспективы появляющихся "виртуальных" банков. В банке Тинькова также говорят, что постоянно разрабатывают новые продукты и совершенствуют существующие. "Стратегия Тинькофф Банка на ближайшие 5-6 лет — стать полноценным банком "в облаке", который предоставляет клиентам доступ не только к собственным продуктам, но и к сервисам партнеров. То есть мы уже сейчас активно работаем над тем, чтобы стать финансовым маркетплейсом (Amazon в области финансов, если хотите аналогию)", — говорят в пресс-службе "Тинькофф".

Мобильные преимущества

Есть мнение, что мобильные банки действительно оказываются более гибкими и приспособленными к кризисным условиям. "Новый тип мобильных банков очень шустрый и гибкий. Можно быстрее и безболезненнее реагировать на изменения рынка и клиентских настроений", — говорят в Рокетбанке.
"Если мы привыкли общаться, получать самую быструю информацию и заказывать товары и услуги в Интернете, то вслед за всем остальным рынком в Интернет устремились и банки. В целом надо отметить, что рынок дистанционного банковского обслуживания уже сформирован. Сейчас идет гонка удобства и количества преимуществ, а также борьба за новые сегменты клиентов", — говорит старший вице-президент Интеркоммерц Банка Денис Хренов.
"Сейчас кризис подстегивает банки к поискам решений, оптимизации расходов, что, в свою очередь, подстегивает игроков рынка экспериментировать, а, как и любой эксперимент, я бы не назвал эту модель устойчивой, к тому же в кризис", — в то же время считает заместитель директора департамента банковского ПО RS-Bank компании R-Style Softlab Максим Болышев.
Кроме того, текущая аудитория таких банков не очень большая, довольно часто пересекающаяся между собой (своя специфика клиентов, лояльных к подобным сервисам), что не позволяет этим банкам быть основными для всех операций клиентов, считает начальник отдела развития электронного бизнеса Райффайзенбанка Наталья Масарская. "Будущее у этой модели, безусловно, есть, вопрос только в скорости наращивания аудитории. Полагаю, что скорость будет не слишком высокая — по мере взросления детей, для которых онлайн органически естественен. Большинство же взрослого платежеспособного населения выбирает банк не за онлайн-сервисы, а за традиционные банковские продукты — ставки по вкладам и кредитам, карточные бонусы, близость отделения и пр., а первое место при выборе банка, как правило, занимает надежность, чему онлайн-банки в широком представлении россиян не вполне соответствуют — как можно доверять все свои деньги компании, у которой даже нет реального офиса?" — задается вопросом Наталья Масарская.
Проникновение Интернета в России довольно высоко (по данным исследования Gfk, им пользуется 96% людей в возрасте 16-29 лет и 79% в возрасте 30-54 года). В то же время круг потенциальных пользователей мобильных банков старше 50 лет довольно узок, говорят банкиры. Представители традиционных банков исключают полное исчезновение офисов. По словам директора дирекции Северо-Запад банка "Хоум Кредит" Тимофея Шарова, без офисов не обойтись: они останутся для сложных продуктов и/или консультаций клиентов. Далеко не все продукты можно открыть без физического присутствия клиента, многие из них, к примеру инвестиционные, довольно сложны по структуре и предполагают персональную консультацию, добавляет руководитель электронного бизнеса Ситибанка Елена Скурятина.