Ретейлер "Ароматный мир" создает сеть баров

Автор фото: Беликов Валентин
интерьеры ресторана "этаж 41"; открытие ресторана "этаж 41" в БЦ Лидер Тауэр

Падение объемов продаж алкоголя в Петербурге заставило ретейлеров заняться общепитом: вслед за "Росалом" и "Ладогой" сеть питейных заведений начал активно строить "Ароматный мир". Срок жизни формата может оказаться коротким, предостерегают эксперты.

Первый бар "АМ бар 24" сеть "Ароматный мир" открыла в августе на Среднеохтинском проспекте, второй начал работу в сентябре на 11-й линии В. О. Под новый формат компания ищет помещения площадью 100-200 м2 в Центральном и Адмиралтейском районах города с обязательной регистрацией договора в ФРС и отсутствием по соседству детских и спортивных учреждений. Инвестиции в один такой бар эксперты оценивают в 7-10 млн рублей в зависимости от состояния помещения.
Стандартные розничные магазины "Ароматный мир" занимают помещения площадью 50-150 м2. В Петербурге и области сеть "Ароматный мир" насчитывает свыше 120 точек, это самый крупный оператор локальной алкогольной розницы.
Винные бары — новое направление для сети винных супермаркетов "Ароматный мир". Кроме широкого ассортимента вин, в меню баров есть горячие напитки, десерты и свежевыжатые соки.
Формат баров особенно устойчив в кризис, отмечают исследователи. По данным опроса Synovate Comcon, число посетителей баров в первом полугодии 2015 года по сравнению с первым полугодием 2014 года не изменилось — питейные заведения по-прежнему посещают около 10% опрошенных. Однако очевидно, что продавцов алкоголя привлекает не столько новая для них сфера общественного питания, сколько возможность избежать ограничений на торговлю алкоголем ночью, которые действуют в Петербурге.
Например, новый игрок алкогольной розницы — "РосАл 24" — изначально вышел на рынок в формате супермаркета-бара. Проект развивает торговая компания "Триал", и сеть уже насчитывает 28 магазинов, в планах — запуск еще 25 магазинов-баров. После 22:00 алкоголь в них продается в открытой бутылке.
Производитель и импортер алкоголя группа "Ладога" с 2014 года развивает сеть собственных фирменных маркет-баров "Монополь" и недавно открыл четвертый на Невском проспекте. Цель компании — управлять сетью из 8-10 заведений. В компании подчеркивают, что это прежде всего имиджевый проект.
Желание продавцов алкоголя привлечь новую аудиторию тоже вполне объяснимо: в кризис потребление алкоголя в Петербурге заметно снизилось. Розничные продажи водки в Петербурге, по данным Росстата, в первом полугодии 2015 года снизились на 16,6% по сравнению с первым полугодием 2014 года, вина — на 8,6%, игристых и шампанских вин — на 15%.
"В данном случае вопрос успешности формата — это вопрос аудитории, на которую рассчитывают создатели магазина-бара. Понятно, что люди, озадаченные покупкой алкоголя ночью, это не те же самые люди, которые хотят посидеть в баре, пообщаться с друзьями, барменом", — говорит Александр Берковский, совладелец Mishka bar. По его мнению, супермаркет-бар работает совершенно с другой аудиторией и не конкурирует даже с самыми недорогими барами.
Перспективы формата Александр Берковский оценивает осторожно: "Законы в отношении торговли алкоголем постоянно ужесточаются и на местном, и на федеральном уровне, есть риск, что лазейку закроют и такие магазины-бары окажутся вне закона". С экономической точки зрения затраты на любой формат общественного питания выше, чем на обычный магазин, подчеркивает он.