Почему дальнобойщикам не добиться настоящего успеха

Автор фото: Петр Ковалев

Власти срочно ужесточают закон о митингах — для борьбы с дальнобойщиками пригодились поправки, написанные против дольщиков и автомобилистов. Впрочем, все это излишне, так как протесты водителей фур все равно ничем особенно страшным властям не грозят.

Госдума собирается с реактивной скоростью принимать поправки в закон о митингах, приравнивающие автопробеги к демонстрациям, а сооружение палаточных городков — к пикетированию. Пишут, что комитет по общественным объединениям готов срочно рекомендовать эти поправки к принятию сразу во всех чтениях. И конечно, все сразу поняли, что дело в дальнобойщиках, которые охватили своими протестами против системы "Платон" полстраны и как раз в эти дни готовятся к походу на Москву.
После того как поправки примут, устраивать такие акции у водителей уже не получится. Им нужно будет подавать уведомления в установленный срок, назначать организаторов акции, среди которых не может быть людей, привлекавшихся к ответственности по политическим статьям, ну и так далее.
На самом деле даже странно, что депутаты только сейчас вспомнили об этих поправках, которые МВД разработало, а правительство внесло в Думу еще в конце сентября. В пояснительной записке все сказано предельно откровенно: "по данным МВД, в 2014 году в республике Башкортостан, Белгородской, Московской, Ростовской, Челябинской областях, а также в ряде других регионов прошли протестные акции с установлением палаточных городков в общественных местах, а в 27 субъектах Российской Федерации состоялось 126 мероприятий, в которых приняли участие 4 тыс. человек с использованием 1,5 тыс. транспортных средств".
То есть задумывалось-то все вовсе не против дальнобойщиков. Здесь полиция просто оказалась провидцем. Впрочем, отношения власти и общества в России так устроены, что такие провидения не требуют семи пядей во лбу. Ужесточай на всякий случай, а потом обязательно пригодится.
"При определенных условиях и обстоятельствах подобные акции могут перерасти в стихийные выступления, групповые и массовые нарушения общественного порядка", — честно обеспокоены в МВД.
Внимательный наблюдатель обязательно задумается — ведь на протяжении всего 2014 года не было в России ни одной такой крупной акции, которая грозила перерасти  в революцию. Не то что автомобильных, но даже и пешеходных. Палаточные городки, которые так волнуют стражей порядка, — это вовсе не попытки организовать майдан, как может показаться. Это акции обманутых дольщиков. И в Белгороде, и в Екатеринбурге, и в других городах, да вообще исторически разбивание палаток с жалобными плакатами — классическая форма протеста дольщиков. Желательно перед зданием администрации, но не обязательно. Что касается автопробегов, то это в 99% случаев акции протеста против принудительной эвакуации автомобилей частными фирмами и необоснованных знаков. В крайнем случае против роста цен на бензин.
Еще ни одна акция обманутых дольщиков не перерастала в "стихийные выступления и массовые нарушения общественного порядка", но какая разница. Вот, пригодилось.
Хотя беспокойство депутатов и полицейских в отношении дальнобойщиков тоже выглядит надуманным. Ничем особенно страшным для власти эти протесты все равно не грозят. Для того чтобы это понять, достаточно посмотреть на ситуацию глазами не активиста, а чиновника.
Вот представьте себя на месте высокопоставленного госслужащего. В чьей власти отменить систему "Платон". А теперь назовите хотя бы одну причину, по которой вы должны пойти на поводу у дальнобойщиков и отключить эту систему. Нет ни единой такой причины. Решения уже приняты, на самом высоком уровне и с учетом интересов  влиятельных персон. Деньги на систему уже потрачены, и их надо отбивать. Вся тяжесть общения с недовольными водителями ложится все равно не на вас, а на чиновников среднего звена, которые никаких реальных полномочий не имеют, а к вам если и пропустят каких дальнобойщиков, то только тщательно отобранных.
А главное — если вы откажетесь отменять систему, то ничего не произойдет. Ну пошумят люди — и что? Они что-то возьмут штурмом и устроят восстание? Нет. Наоборот, большинство дальнобойщиков подчеркивает, что требования их далеки от политических. Да и сил у них для этого нет. Может быть, они не проголосуют за президента в очередной раз? Бросьте эти глупости. Даже если и так — сколько там максимум тех недовольных дальнобойщиков и членов их семей, тысяч сто? Исходя из результатов выборов 2012 года, это 0,25% избирателей Путина. Тяжкая потеря, да.
Никого не уволят. Хорошо, сменят какого-нибудь куратора чего-нибудь на среднем этаже президентской администрации. Все довольно просто и давно известно — чтобы власть стала решать проблему, надо, чтобы ситуация представляла собой проблему для власти. А она ее не представляет по-настоящему. Да вот за Химкинский лес чуть ли не воевали. И ничего, построили-таки трассу. Люди даже довольны.
Из-за роста стоимости перевозки вырастут цены в магазинах? Да они и так уже второй год растут такими темпами, что лишние 5-10% роли не сыграют. Ну и опять же — к последствиям это как-то не ведет.
Можно, конечно, возразить — а вот в седые времена протесты против монетизации льгот... Ну во-первых, это был первый раз, когда власть в постельцинскую эпоху столкнулась с более-менее массовым протестом, поэтому она немного растерялась. Во-вторых, с тех пор все давно уже ученые и заранее закладывают в исходные условия возможности для торга. В данном случае это размеры штрафов — наверняка же никто всерьез не рассчитывал на установку штрафа в полмиллиона рублей. Вот их и согласились сразу урезать в 100 раз. Можно еще какие-нибудь придумать тактические движения. Заморозить сроки на полгодика-год например. В общем, гасить такое давно научились. В самом крайнем случае может приехать лично Владимир Путин, как в Пикалево, и в прямом эфире кого-нибудь выпороть и всех спасти. Но это уже в чисто пропагандистских целях.
Ваша задача как чиновника — максимально протест растянуть, немного подвинуться и подождать, пока участники не устанут митинговать. Все уступки можно будет вернуть в дальнейшем, постепенно. Если решено, что некто должен получить 8 млрд рублей, то он их получит, не из одного источника, так из другого. А самым активным вручить депутатский мандат, превратив их в самых верных союзников. Все же помнят, что глава Генсовета "Единой России" Сергей Неверов в 1998-м тоже стучал каской на знаменитой акции шахтеров на Горбатом мосту в Москве.