Адский "оливье"

Автор фото: Соня Ошлыкова

Театральный критик Дмитрий Циликин — о фестиваль–лаборатории "Лихорадка".

Затея, подкупающая логикой. Этюд — актерское упражнение, элемент обучения по системе Станиславского. Он декларативно вынесен в название "Этюд–театра", образованного выпускниками Вениамина Фильштинского в Театральной академии — одной из самых интересных и многообещающих театральных компаний города. Но этюд — еще и подготовительный набросок, то же самое, что эскиз. Благодаря помощи комитета по культуре, спасибо ему, удалось арендовать площадку "Скороход" (питомник всего нового и экспериментального) и включить в программу лаборатории не только спектакли самого "Этюд–театра", гастрольные — из Москвы и Екатеринбурга, концерты, встречу с профессором Фильштинским и т. д., но и эскизы будущих спектаклей.
Я выбрал "Цимбелина" и "Холодную сказку".
"Цимбелин" — поздняя пьеса Шекспира, совершенно восхитительная, не хуже "Бури", и непонятно, почему ее не ставят. Тем больше заслуга Артема Устинова, сделавшего такой репертуарный выбор. Подзаголовок нынешней лаборатории (она прошла уже во второй раз) — "Любовные дуэты", и из разветвленного многоходового сюжета "Цимбелина" режиссер вылущил как раз любовную интригу. Принцесса Имогена самовольно выходит замуж за благородного Постума, ее отец британский король Цимбелин зятя изгоняет, тот бежит в Рим, где в мужской компании похваляется женой. Тут некий мерзавец Якимо предлагает на спор соблазнить Имогену. Этот Якимо едет в Британию, обманом добывает фальшивые доказательства измены и предъявляет их Постуму. Мир которого, само собой, рушится.
Что называется — отменная школа! Устинов — ученик замечательного режиссера и педагога Сергея Женовача, Алессандра Джунтини, Михаил Касапов и Вячеслав Коробицын — Фильштинского, Николай Куглянт — выпускник профессора Григория Козлова. Сыграть органично какую–нибудь доку–драму не фокус, но здесь все актеры органичны и внятны в изящных ритмически прихотливых стихотворных диалогах (взят прекрасный перевод Полины Мелковой). А притом они в современных костюмах и сами очень современны — и вся злодейская разводка происходит между узнаваемыми людьми. Много остроумных придумок: например, Имогена коротает разлуку, слушая запись авторского чтения "Писем римскому другу" Бродского, — ведь друга зовут как раз Постумом. А роковое пари в Риме заключают в пивной под шум футбольной трансляции… В общем, эскиз получился вполне жизнеспособным.
"Холодная сказка" — сценарий Владимира Царенко из нашей жизни, там все наверчено вокруг Нового года. Режиссер Джулиано ди Капуа — обрусевший швейцарский итальянец, и это определяет точку обзора: несмотря на доскональное знание российских реалий, взгляд все–таки со стороны.
Какой–то парень с девчонкой удирает от мента с синей мигалкой прямо на голове. Потом со всей дури палит из "Макарова" в белый свет, как в копеечку, — пальбой действие вообще прошито насквозь. Потом он за решеткой обезьянника, рядом менты нажираются, причем один закусывает эквилибристски: отжимаясь на одной руке, ртом берет квашеную капусту из стоящей на полу тарелки. А еще парочка сидит тоже на полу, в одном белье, явно только что потрахавшись, — но скоренько надевают костюмы, оказываются, натурально, Дедом Морозом и Снегурочкой и начинают отвратительно–умильно–фальшивый ритуал одаривания зрителей всякой дрянью. Две телки готовят "праздничный стол": горстями швыряют в пластмассовую детскую ванну переваренные спагетти, поливают месиво фонтанами майонеза, кетчупа и горчицы, мерзкий процесс сопровождается щебетом насчет "все всегда произойдет, все всегда сбывается" — одна из безмозглых дур загадала в новом году отдать кредит… Кончается этот адский "оливье", лихо сыгранный отличными актерами "Этюд–театра", выходом самого ди Капуа в кошмарном костюме мультяшного кенгуру — ну да, Джулиано прав: Новый год, может, не самое страшное, что есть в России, но уж точно самое пошлое.
И этому эскизу все резоны дорасти до спектакля.