Почему не всегда возраст самолета связан с безопасностью

Автор фото: Руслан Кривобок/Риа Новости

Каждый раз после громких авиакатастроф в России депутаты Госдумы начинают активно обсуждать вопрос об ограничении максимального возраста самолетов. Старые самолеты эксплуатируют многие крупные иностранные компании, но чаще всего почему-то погибает немолодая техника, принадлежащая россиянам.

Обычные граждане, далекие от авиации, как правило, полагают, что возраст самолета и его безопасность неразрывно связаны. Авиаторы обычно утверждают обратное. Вот и в катастрофе с А321 "Когалымавиа" эксперты, пилоты, да сама компания уверяют, что возраст самолета, а ему исполнилось 18,5 лет, не является причиной крушения. Вообще один из пилотов, с которым я обсудил трагедию, заметил, что самолет еще достаточно молод.
Однако мои собеседники, а все они в прошлом пилоты, не очень охотно делились секретами технического обслуживания самолетов. Уверен, что большинство граждан, говоря о старом самолете, прекрасно понимают, что главное — не возраст, а качество обслуживания. Не существует прямой зависимости между возрастом и безопасностью эксплуатации воздушного судна. Главное — обеспечивается ли его исправность на должном уровне. И именно качество технического обслуживания вызывает наибольшие сомнения. Ведь чем старше самолет, тем дороже его эксплуатация — это обычные граждане понимают сегодня не только интуитивно, но и опираясь на собственный опыт, например, эксплуатации легковых автомобилей, которые сегодня есть почти в каждой семье.
Те, кто владеет новыми автомобилями, прекрасно знают, что с каждым годом стоимость техобслуживания автомобиля стремительно возрастает. Причем некоторые детали меняются строго в зависимости от величины пробега. Примерно к 5 годам большинство автомобилей изношены так, что им требуется замена дорогостоящих узлов и агрегатов. Причем рыночная стоимость автомобиля на рынке в результате износа падает примерно вдвое. По этой причине автовладельцу экономически не очень интересно вкладывать деньги в ремонт, он старается избавиться от машины.
Авиаторам, возможно, сравнение с автомобилем покажется не совсем корректным, но все же с авиатехникой картина примерно такая же.
Подержанные автомобили приобретают домохозяйства с невысокими доходами. Как и самолеты на вторичном рынке берут некрупные авиаперевозчики.
И здесь начинается самое интересное. Конечно, если новый владелец старого автомобиля не поскупится на восстановительный ремонт и выполнит его качественно, то сомневаться в надежности такого транспортного средства не придется. Однако чаще, желая сэкономить на ремонте, особенно если техника используется в коммерческих целях, автовладелец переходит на обслуживание к неофициальным дилерам, приобретает дешевые неоригинальные запчасти. И в этом случае вероятность возникновения отказов и неполадок намного выше, но зато и прибыль больше.
По словам пилотов, примерно такая же ситуация и в авиапроме. Но, уверяют собеседники, использование бывших в употреблении деталей в ремонте самолетов сегодня практически невозможно. Такое бывало в 1990-е, но не сейчас — очень жесткий контроль, уверяют эксперты.
Возможно, это и так, но почему-то я уверен, что в обычной ситуации некоторые бизнесмены, выбирая между затратами и прибылью, отдают предпочтение максимальной прибыли. Конечно, они думают о рисках, но не могут их адекватно оценить. Риски не кажутся им слишком большими в момент принятия решения о том, сколько заплатить за ремонт, за пилота. А выбор всегда есть: можно отдать много денег за качественный ремонт или, допустим, вдвое меньше; можно нанять дорогостоящего квалифицированного пилота или посадить за штурвал переученного бывшего бортинженера, который обойдется дешевле, но зато в экстремальной ситуации не сможет зайти на второй круг.
В общем, причины катастроф не ограничиваются только человеческим фактором, ошибкой пилотов или техническими неисправностями. Проблемы могут быть намного глубже — они в среде, в которой сегодня приходится существовать российским авиаперевозчикам. Возможно, система авиационной безопасности не учитывает некоторых нюансов среды и требует срочной отладки. Многие страны используют возрастные самолеты, но бьются чаще всего с начала 2000-х они почему-то только в российских компаниях.
Сегодня в СМИ разошлась информация со ссылкой на "Когалымавиа", что разбившийся лайнер был в отличном техническом состоянии, а единственной причиной его разрушения могло быть механическое воздействие в воздухе. Это сообщение прозвучало настолько же неожиданно, как заявление террористической организации "Исламское государство", что она берет ответственность на себя.
Остается только ждать расшифровки черных ящиков.