Достройку Поклонногорской развязки за 1,4 млрд рублей тормозят суды

Автор фото: Коньков Сергей
Объезд вице губернатором Игорем Албиным проблемных объектов отраслевой адресной инвестиционной программы. Путепровод в створе Поклонногорской улицы.

Смольный не может объявить конкурс на достройку Поклонногорской развязки за 1,4 млрд рублей, так как сначала чиновники должны через суд расторгнуть контракт с обанкротившимся подрядчиком "Мостоотряд №19". Тем временем Выборгский район стоит в пробке.

На этой неделе (29 октября) состоится суд по иску Смольного о расторжении контракта на строительство Поклонногорской развязки с обанкротившимся "Мостоотрядом №19". Кроме того, Смольному приходится судиться с банком "Санкт-Петербург", который выступал гарантом по авансу подрядчика. Выплачивать 540 млн рублей по гарантии без суда банк не хочет.
Тем временем стройка законсервирована, а Выборгский район стоит в пробках. Сооружение путепровода на Поклонногорской улице было задумано еще в 1960-х, так что нетрудно представить, насколько острой является проблема с развязкой над железнодорожными путями сегодня. По проекту предполагается строительство путепровода и многоуровневой развязки на пересечении Поклонногорской улицы, Северного проспекта с проспектами Энгельса и Мориса Тореза. По оценкам экспертов, загрузка путепровода может составлять около 200 тыс. автомобилей в сутки, что сопоставимо с транспортной загрузкой КАД.
Стройка начала буксовать в 2014 году из-за проблем с выкупом земель. Сначала открыть ее собирались до конца 2014 года. Затем планировалось, что движение по долгожданной развязке запустят в 2015 году, о чем dp.ru подробно рассказывал. Новый срок, названный после банкротства подрядчика, — декабрь 2016 года. Но и он уже выглядит сомнительным, поскольку назывался с учетом того, что конкурс на достройку объявят в октябре. Однако, как видим, до объявления конкурса далеко, поскольку вопрос завис в судах.   
Первоначально цена контракта составляла 1,9 млрд рублей, подрядчик выполнил работы примерно на 500 млн рублей. Новый конкурс оценивают в 1,397 млрд рублей. Но из этих денег, которые понадобятся на достройку развязки, 500 млн рублей в бюджет не заложены, так как их уже выделяли "Мостоотряду №19" в качестве аванса. Именно эту сумму КРТИ пытается отсудить у "Санкт-Петербурга".
Игроки дорожностроительного рынка, пожелавшие остаться неизвестными, выразили большие сомнения насчет того, что чиновникам удастся отсудить у банка аванс. "Как минимум банкиры будут бороться до последнего, что понятно: выдавая авансы по крупным подрядам крупным подрядчикам, банки меньше всего рассчитывают на такой исход. Из крупных мостостроителей в городе держится на плаву только "Пилон", но он не возьмется за работы, пока вопрос с авансом не решен", — сказал собеседник dp.ru.
Несколько сотен работников обанкротившегося "Мостоотряда №19" работают теперь на подряде у "Трансстроя" на стройке стадиона на Крестовском острове. До этого они же занимались работами на стадионе, поскольку обанкротившаяся компания была субподрядчиком "Трансстроя". По данным dp.ru, часть этих рабочих в будущем могут перебросить и на Поклонногорскую развязку.
Кроме работ на Поклонногорской развязке, "Мостоотряд №19" завалил еще один свой генподряд — работы на перекрестке Московского и Колпинского шоссе за 3,7 млрд рублей. Однако в этом случае бюрократические сложности с расторжением контракта через суд и проведением нового конкурса никого не остановили. Как рассказывал dp.ru, работы на объекте начались, когда конкурс еще был в разгаре. Впрочем, после публикации об этом проводивший конкурс комитет по госзаказу не допустил к нему подрядчика, уже вышедшего на объект, так что вложенные в работы деньги этот подрядчик потерял.
"Мостоотряд №19" обанкротился из-за отсутствия крупных подрядов — этот период совпал с тем временем, когда дорожной сферой города управлял вице-губернатор Марат Оганесян. Игроки дорожно-строительного рынка отзываются о банкротстве "Мостоотряда №19" с сожалением, вспоминая значительные успехи компании, заслуги и внушительный опыт работ. В багаже подрядчика были такие крупные проекты, как строительство южного участка Западного скоростного диаметра, Большого Обуховского моста, транспортной развязки на трассе М-10 по направлению в Пушкин и крупных объектов в других российских городах. Но все эти объекты давно завершены и не приносили денег.
По отчетности "Мостоотряда №19", в 2014 году компания понесла убытки на 1,2 млрд рублей и снизила выручку почти на 60%, с 14,5 млрд рублей в 2013 году до 8,3 млрд рублей в 2014 году. Такой финансовый провал стал первым в истории компании. До этого она была одним из крупнейших игроков рынка. До 2014 года "Мостоотряд №19" ежегодно показывал чистую прибыль от 40 млн до 500 млн рублей. Даже в кризисные годы его отчетность выглядела оптимистично: 2009 год он закончил с прибылью свыше 172 млн рублей, 2010 год — с прибылью 41 млн рублей.
Так развязка выглядела в ноябре 2014 года, когда на ней еще шли вялотекущие работы:
Так развязка выглядела накануне заморозки стройки летом 2015 года: