Центробанк продолжит снижать ключевую ставку

Автор фото: Глеб Щелкунов/Коммерсантъ

До пятничного заседания Центробанка, на котором определятся с размером ключевой ставки, остались считаные дни. Решения, затаив дыхание, ждет весь реальный бизнес. В это время свои ставки делают экономисты. Основная — 10,5%.

Ближайшее заседание совета директоров ЦБ, результаты которого отразятся на всей российской экономике, пройдет в пятницу. Многие аналитики уверены, что регулятор продолжит раскручивать гайки и снизит ставку. Ключевой прогноз — до 10,5% с текущих 11%. Один из аргументов — снижающаяся, пусть и не такими быстрыми темпами, инфляция. Впрочем, есть и скептичные оценки.
Именно на уровень инфляции, которая последнее время часто оказывается хуже прогнозов, ссылается макроаналитик Альфа-Банка Дмитрий Долгин, который не видит основания для снижения ключевой ставки. Недельная инфляция достаточно долго держится на уровне 0,2% — в августе и сентябре она колебалась между 0,1% и 0,2%. А в октябре случился и рост — во второй половине месяца он достигал 0,23%. Таким образом, к концу года инфляция может составить 13%.
Если регулятор и решит взять паузу, то годовым прецедентом это не станет. На предыдущем заседании в сентябре ЦБ оставил ключевую ставку на уровне 11%. Решение тогда объяснили ухудшением в мировой экономике и скачками валютных курсов, которые привели к росту инфляции.
Возможно, перерыв сделают и в декабре: высокие выплаты по внешнему долгу могут поколебать рубль. По данным ЦБ, в декабре предстоит выплатить $20,8 млн — больше, чем в ноябре ($7,1 млн) и октябре ($4,7 млн), вместе взятых.

В десятку

Если исходить исключительно из целей по инфляции (4% к 2017 году), то нет смысла снижать ставку ни в пятницу, ни на декабрьском заседании — в сентябре прирост цен замедлился лишь до 15,7% с 15,8% в августе. Темп почти не менялся с мая по сентябрь, считает аналитик FxPro Александр Купцикевич. Кредитование при этом начало оживать даже в существующих условиях, а банки постепенно снижают ставки, экономика демонстрирует признаки слабого, но оживления.
При этом регулятор не укладывается в темпы по снижению цен. На этот год в официальных планах значится 12,2% — такой прогноз делали и ЦБ, и МЭР, он же заложен в скорректированном бюджете. В реальности прогноза уже сомневались в Счетной палате, прогнозы на следующий год (7% к сентябрю) пока для всех выглядят фантастикой.
Но если смотреть на ситуацию шире, то причин для снижения ставки хватает, говорит Александр Купцикевич: мировые регуляторы стали в целом осторожнее, опасаясь замедления в Китае, — смягчение денежно-кредитной политики попадет в унисон с общим настроем. К  тому же вряд ли, снизив ставку на символические 0,25-0,5 п.п., ЦБ больно ударит по рублю — основным фактором здесь так и остается нефть.    
Изменение ключевой ставки
Источник:
"Такое снижение, конечно, поднимет курс доллара на рубль-два в течение дня, но на этом все и закончится, — говорит Александр Купцикевич. — Ослабший рубль, однако, поможет поддержать экономический рост". В общем, вечный вопрос не меняется: что важнее Центробанку — рост экономики или отсутствие инфляции.
Такие же краткосрочные последствия для рубля в случае снижения ставки описывает и старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. Важнее будет официальное заявление регулятора по инфляционным ожиданиям и оттоку капитала. Директор аналитического подразделения компании Александр Разуваев допускает снижение и до 1 п.п., что приведет к соразмерному падению ставок по депозитам, а вот по кредитам — вряд ли.
Прогноза 10,5% придерживаются и в ИК "Доходъ", впрочем, оговариваясь, что если регулятор не сделает этого в пятницу, то как минимум — до конца года. В 2016 году ожидается инфляция на уровне 8-10%, так что ЦБ продолжит бороться с ростом цен, сохраняя прежний темп, говорит руководитель аналитической службы компании Всеволод Лобов.
Такой же неопределенный прогноз у аналитиков банка "Глобэкс" — 10,5%, но до конца года. При этом относительно стабильную недельную инфляцию 0,2% они относят скорее к плюсам — это неплохой результат, учитывая сильные колебания нефтяных цен. Впрочем, прогноз аналитиков относительно инфляции к концу года превышает официальный — цены, по их подсчетам, вырастут на 12,9-13,2%.

Рубль окреп

Но все же по сравнению с началом осени рубль укрепился почти на 10%, а в III квартале зафиксировали первый с 2010 года чистый приток капитала — $5,3 млрд. Однако прогнозы ЦБ и МЭР по оттоку капитала пока не изменились — $85-87 млрд. На 80% он будет сформирован выплатой долгов компаний — что, однако, тоже было бы неплохим результатом.
Падения ставки до 10,5% ждет и территориальный директор "БКС Премьер" Вадим Исаков. Кроме прочего, он говорит об улучшении геополитической ситуации. Такой ставки ждут и на рынке, говорит аналитик ИК "Премьер" Сергей Ильин, ссылаясь на ОФЗ, которые сейчас торгуются по ставке ниже ключевой. В пользу снижения говорит и воинственная риторика последних недель о "достигнутом пике кризиса" и "пройденном дне".
Нормальными кажутся и инфляционные ожидания, если вынести за скобки валютный шок начала года, говорит эксперт: "Если повезет, до конца года мы увидим ставку 10%, а то и ниже". Остающаяся высокой на данный момент инфляция 15,6% — единственное, что мешает ЦБ снижать ставку, говорит руководитель аналитической службы RMG Securities Алексей Минаев. Впрочем, он ждет 10%, говоря о том, что ЦБ будет работать с упреждением.

Прогноз экономической погоды

"В конце этого и начале следующего года эффект высокой базы по инфляции начнет сворачиваться, уже в декабре она составит порядка 12%, а в феврале может упасть и до 7%, — говорит Алексей Минаев. — Возможно, ЦБ решит начать снижение ставки на октябрьском заседании, чтобы поддержать ожидания рынка. Тем более что в ноябре заседаний не будет".
На конец года ставка может упасть и до 9-10%, полагают в "Альпари", — такой ориентир озвучивался еще весной. По прогнозам ИК "Доходъ", в следующем году ставка упадет и до 8-8,5%. Многое будет зависеть от изменений акцизов на топливо и законов, принятых Госдумой. На уровень инфляции, в частности, могут повлиять поправки в закон о торговле, снижающие антимонопольный порог для сетей и удешевляющие выход товара на полку.