Сегодня в Госдуме должно было состояться рассмотрение в первом чтении законопроекта о запрете отелей и хостелов в жилом фонде, но его перенесли еще на месяц. Предприниматели надеются, что проект придержат до 2018 года, чтобы было куда селить гостей чемпионата мира по футболу.
Скандальный законопроект о запрете хостелов в жилых домах бизнес-сообщество обсуждает уже несколько месяцев, а депутаты его пока откладывают — на этот раз назначенное на 20 октября обсуждение перенесли на следующий месяц. Авторы проекта — представители всех парламентских фракций во главе с председателем комитета Госдумы по ЖКХ Галиной Хованской — поясняют, что его цель в том, чтобы снизить угрозы наркомании и терроризма, которую представляют малые средства размещения. Депутаты также считают, что хостелы не могут обеспечить звукоизоляцию и пожарную безопасность, наносят вред историческим зданиям.
Летом петербургские предприниматели приняли участие в обсуждении законопроекта с его автором. Но договориться тогда так и не удалось: бизнес в этой инициативе не находит ни одного плюса. В Петербурге мини-отелей и хостелов более тысячи, и не меньше четверти из них находятся в жилом фонде. На перевод помещения в нежилой фонд и обустройство отдельного входа нужно немало времени и средств. Тем более что перевод квартир на первых этажах в нежилой фонд в Петербурге движется с перебоями, а сейчас и вовсе приостановлен.
Но большинство участников рынка, считают эксперты, не станут даже пытаться легализовать свой хостел на новых условиях и либо закроют бизнес, либо уйдут в тень. Такая же ситуация и в других регионах: например, в Крыму в жилых помещениях находится до 90% малых средств размещения, в Москве — до 30% из 400 хостелов.
"Очень вероятно, что рассмотрение проекта отложат до 2018 года, потому что всем ясно, что иначе чемпионат мира по футболу провести будет просто невозможно, — рассуждает совладелица "ТАЙГА Hostel and Hotel" Алена Енова. Она поясняет, что для того, чтобы принять аудиторию чемпионата, Петербургу не хватает около 10 тыс. недорогих мест в отелях, а если проект примут — селить болельщиков будет практически негде. Тем более что крупные отельеры, скорее всего, воспользуются снижением конкуренции и неизбежным ростом спроса, чтобы повысить цены, — в итоге привлекательность города для туристов заметно снизится.
Предпринимательница добавляет, что в городе не менее 25% хостелов находятся в жилом фонде, и в случае принятия запрета часть из них закроются, а часть уйдут в тень: в основном мини-отели в квартирах — это микробизнесы, многие их владельцы брали кредиты на открытие или покупали в рассрочку сами квартиры, и они не могут позволить себе просто уйти с рынка. Чтобы продолжать выплаты, они начнут работать незаконно, перестанут вести миграционный учет и следить за чистотой лестничных площадок, дворов, и т. д. И как раз тогда, продолжает Алена Енова, угроза терроризма, которой опасаются авторы проекта, может стать реальностью: документы с неофициальных постояльцев спрашивать, скорее всего, не станут. "Этот проект — предвыборная пиар-акция Галины Хованской, которая направлена в основном на пенсионеров, жильцов домов, в которых находятся хостелы, — заключает предпринимательница. — Но люди не понимают, что мы все в одной лодке: по этому проекту частный найм жилья тоже станет незаконным, и те же самые бабушки, которые жалуются на хостелы, не смогут сдавать пустующую комнату и получать таким образом прибавку к пенсии".
Тамара Буйлова, вице-президент НП "Ассоциация малых гостиниц", считает, что надежда на то, что проект так и не будет принят, у рынка есть: Совет Госдумы проект отклонил, а единственный положительный отзыв на него составил сам комитет по ЖКХ. "Сами себя они похвалили, но в следующий раз проект будут рассматривать уже с дополнениями, и не факт, что примут", — говорит она.