Юристы рассказали о новом методе ФНС — "показательной порке" налогоплательщика

Автор фото: Александр Миридонов/Коммерсантъ

Налоговики в 2015 году приняли на вооружение новый метод мотивации бизнеса к полной и своевременной уплате налогов: они выбирают на том или ином рынке одного игрока и подвергают его доскональной проверке, результаты которой доводят до всех остальных участников этого рынка. Мол, если не заплатите налоги, с вами будет то же самое. Этот и другие налоговые новшества — в обзоре "Делового Петербурга".

Рынок налогового консалтинга Петебурга его участники оценивают в 700-800 млн рублей, 70-80% из которых занимает "большая четверка" (Ernst&Young, Deloitte, KPMG и PWHC, примерно поровну). Остальные 20-30% делит дюжина фирм: "Пепеляев групп", DLA Piper, ИПП, Baker&McKenzie, "Дювернуа Лигал", "Прайм Эдвайс", Gestion, "ЛексКледере консалтинг", Hannes Snellmann, Borenius и  Maxima Legal. В тренде 2015 года — кейсы, связанные с антиофшорным законодательством, а также сопровождение (на стороне компании, разумеется) налоговых проверок, которые в последнее время стали более агрессивными и длительными.
В офшоры и обратно
Значительный прирост числа поручений от клиентов петербургские фирмы отмечают в сегменте, связанном с офшорами. "Мы наблюдаем существенный рост, особенно в первой половине 2015 года, связанные с законодательными изменениями в области деофшоризации и необходимостью как для компаний, так и для физлиц провести диагностику ситуации и определить направления для минимизации рисков и соблюдения новых норм", — говорит партнер Ernst&Young Дмитрий Бабинер. "В тренде находятся КИКи (контролируемые иностранные компании. — "ДП"): с вступлением в силу в 2015 году антиофшорных законов появилось много новых поручений по международному налоговому структурированию", — отмечает управляющий партнер Borenius Андрей Гусев. "Ярко выделяется тренд на деофшоризацию бизнеса", — согласен с коллегами партнер Awara Group Антон Кабаков. "Изменения в законодательстве отражают общемировую тенденцию деофшоризации, — добавляет старший юрист "ЛексКледере консалтинг" Светлана Бегеза, — но пока эта практика находится на начальном уровне развития".
Меньше слов, больше дел
Второй резкий скачок юристы отмечают в сегменте налоговых споров. "В последние 5 лет доля выручки от налоговых консультаций росла, а от споров — снижалась, — говорит партнер "Пепеляев групп" Сергей Сосновский. — Но год назад картина изменилась: консультаций стало меньше, споров — больше. Кроме того, спрос на консультации эластичнее: в кризис клиенты реже за ними обращаются, а если приходят, то просят снижать цены. Отказаться от защиты в споре налогоплательщику куда сложнее".
Рост числа налоговых споров отмечает и Ирина Серова, управляющий СПб филиалом "Хренов и партнеры": "До 98% кейсов — это оспаривание решений ИФНС по результатам проверок. По ощущениям, обращений в этом году стало вдвое больше, чем в прошлом". Причину она видит в активизации налоговиков: "Проверки стали подробнее и длительнее, налоговиков больше интересует реальность операций, поэтому у них все популярнее, например, допросы должностных лиц, осмотры мест деятельности, опросы конрагентов".
Констатирует "общее увеличение обращений по спорам с налоговыми органами" и советник Maxima Legal Елена Килинкарова. При этом, отмечает управляющий партнер "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Иван Смирнов, в тренде "ужесточение позиций судов в пользу ФНС при рассмотрении налоговых споров". Это подтверждает и Дмитрий Бабинер из EY: в 2015 году налогоплательщикам удалось оспорить в суде менее 25% начисленных налогов.
Как признают юристы, активность и эффективность налоговой обеспечивается не только ретивостью инспекторов и лояльностью судов. ФНС РФ сильно продвинулась в вопросе автоматизации налогового контроля: новая система "НДС-2", внедренная в 2015 году, позволяет налоговикам автоматически сопоставлять данные контрагентов, выявляя разрывы в цепочке операций — верные признаки использования схем уклонения от уплаты НДС.
Кроме того, налоговики  стали мотивировать бизнесменов к полной и своевременной уплате налогов новым методом: проверив одного участника отрасли, они доводят до его конкурентов результаты проверки и предлагают доплатить налоги добровольно. Но не обходится и без перегибов: иногда, уверены юристы, "жертва" такой публичной порки выбирается именно по заказу конкурента.