Художник Виктор Тихомиров стал лауреатом Царскосельской премии

Автор фото: Дмитрий Грозный

Художник Виктор Тихомиров получил Царскосельскую премию за альбом "Рисунки на розовой бумаге", изданный "Деловым Петербургом" весной 2015 года.

Художник Виктор Тихомиров стал лауреатом Царскосельской премии за альбом "Рисунки на розовой бумаге", изданный "Деловым Петербургом". Эти рисунки читатели "ДП" видят каждую пятницу — и в газете, и на сайте.
Царскосельская премия существует с 1993 года. Ее лауреатами становились Андрей Лихачев, Мстислав Ростропович, Валерий Гергиев, Юрий Любимов, Андрей Битов, Михаил Жванецкий, Алиса Фрейндлих и даже Джордж Сорос — "за уникальный меценатский вклад в культуру, науку, образование России".

Два Пушкина

Премию вручают в самом Большом зале лицея — том самом, где Пушкин на экзамене читал "Воспоминания о Царском селе". В этот раз народу здесь собралось не меньше, чем на той самой картине Ильи Репина. Премии получали и вручали Марк Захаров, Вячеслав Полунин, режиссер Римас Туминас, театральный художник Борис Мессерер, актер Иван Краско и другие.
Поздравить Виктора Тихомирова было поручено его соратнику по "Митькам" Дмитрию Шагину.
— Виктор Иванович, помнишь, как примерно в эти дни было закрытие первой выставки "Митьков" в Усть-Ижоре, и там замечательный наш друг Витя Цой устроил классный концерт? И вот не прошло и 30 лет, и мы встречаемся, там, где Державин благословил Пушкина, — сообщил художник Шагин.
— Вы выбрали, кто из вас кто? — уточнил ведущий церемонии Андрей Максимков.
— Думаю, что державины — это более солидные люди… — предположил художник Шагин.
— Вы оба — пушкины, — догадался Андрей Максимков.
Выступая с ответной речью, Виктор Тихомиров был не менее ироничен: "Всю жизнь ждал, когда уровень изобразительного искусства опустится до моего — чтобы можно было уже награждать. Помню, как в самом начале говорил: ничего, девчонки, я оставлю свой след в искусстве". Затем Виктор рассказал суть самого проекта "Рисунки на розовой бумаге": "Каждую неделю по пятницам в газете "Деловой Петербург" выходит мой рисуночек на заданную редакцией тему: взгляд редакции, чуть-чуть поправленный на мой. Так что читайте "Деловой Петербург".

Послесловие

Альбом "Рисунки на розовой бумаге" был издан весной этого года. В предисловии я подробно описал процесс его возникновения: "Каждую среду во второй половине дня — примерно от 16:00 до 18:00 — я набираю номер Виктора Тихомирова и, как вежливый человек, интересуюсь, удобно ли ему сейчас разговаривать. "Удобно, — неизменно отвечает Тихомиров, в крайнем случае добавляет: — Говори быстрее, я сейчас на озвучании" (если кто не в курсе, Виктор не только художник, но еще и писатель, сценарист и режиссер). Или даже: "Удобно, только сейчас выйду из душа". Дальше все тоже одинаково: я рассказываю, кому или чему на этой неделе стоит посвятить рисунок. Иногда предлагаю один вариант, иногда два, иногда целых три, а Виктор выбирает и задает коронный вопрос: "А какова позиция редакции?"
Все, на следующее утро рисунок всегда дожидается редактора в электронной почте, и это тот случай, когда стабильность — признак безусловного мастерства. Со временем стало понятно, что это нельзя оставить просто так. Потому что рисунки Виктора Тихомирова — это не только и не столько смешные волки, зайцы, свиные рыла, змеи, черти, огурцы-убийцы, люди в ушанках и так далее, а хроника самых важных событий, которые происходили в Петербурге, стране и мире за последние 5 лет. Появились сосули, Жерар Депардье стал россиянином, на земле случился очередной конец света, Лужков ушел в отставку, а Медведев совершил рокировку, в Петербург прибыла "Большая двадцатка", — кажется, все это было еще в какой-то другой жизни. "Цой — агент ЦРУ", главы госкомпаний отказываются оглашать доходы, конвульсии рубля, а силовикам запретили ездить за границу — это уже нынешняя реальность.
"Рисунки на розовой бумаге" — это документ времени, специально здесь ничего не придумано, не дорисовано и не перерисовано. Собственно говоря, труднее всего было сделать отбор. Сначала на столе просто лежала неподъемная кипа "Выходных", потом рисунков осталось 200, затем 130 и, наконец, после долгих споров и обсуждений — 82". Партнером проекта стал фонд Вячеслава Заренкова "Созидающий мир".