Петербург записали в протестные регионы

По расчетам политологов, административное воздействие на выборы в Петербурге — довольно низкое, а протестный потенциал — высокий, и оппозиция имеет здесь неплохие шансы. Но данные могли устареть. А чтобы конвертировать потенциал в результат, надо суметь подобрать кадры и надеяться, что Смольный не усилит давление.

Коэффициент административного воздействия на выборы и потенциал протестного голосования в регионах посчитан экспертами Института развития избирательной системы (структуру возглавляет Ростислав Мурзагулов, бывший политтехнолог и чиновник из Башкирии) — по шкале от 0 до 10 Петербург получил 7 баллов, заняв шестое место, сразу после Москвы и перед Ярославской областью.
Всего в группе "высокого потенциала протестного голосования" — 25 регионов. Там "оппозиционные партии и кандидаты имеют наиболее высокие шансы на успех". На первом месте Иркутская область, где недавно коммунист Сергей Левченко победил во втором туре действующего губернатора Сергея Ерощенко. В группе нулевого потенциала — кавказские республики и Мордовия с Тувой.
Определение протестного потенциала опирается, во-первых, на результаты прошлых выборов в Госдуму. В Петербурге в 2011 году явка составила около 55%, 65% избирателей проголосовали не за "Единую Россию". Во-вторых, появляется такой фактор, как коэффициент административного воздействия, в Петербурге не самый высокий, 0,76 (1 — абсолютно свободные выборы), это 27 место. Коэффициент появляется в итоге подсчета количества участков с аномальными результатами, выходящих за пределы нормального распределения Гаусса (этот закон часто применяется при анализе итогов выборов — совсем коротко, он описывает кривую средних значений явки и результатов участников, и большое количество резких отклонений от нее говорит о наличии внешних факторов воздействия — считается, что это следствие тех или иных фальсификаций). Соответственно, умножив официальный результат на коэффициент, теоретически можно узнать результат реальный — до административного вмешательства.
Распределение результатов "Единой России" и КПРФ на УИК 1615-1679 в Петербурге на выборах в Госдуму 2011 года. Источник: доклад ИРИС "Рейтинг регионов России по уровню потенциала протестного голосования на выборах в Госдуму в 2016 году"

Кроме того, эксперты упоминают, что учитывают и другие факторы, такие как "уровень внутриэлитарного соперничества и политической конкуренции в регионе", но не раскрывают этого тезиса. Судя по общему высокому баллу, этот уровень в Петербурге, видимо, тоже оценивается выше среднего. К тому же это крупный город, где "сильны демократические традиции; существуют независимые СМИ, граждане обладают доступом в Интернет и соцсети".
По большому счету, констатируется скорее по инерции такое общепринятое мнение, что Петербург — это такой город, где сильны не то что оппозиционные, а скорее своевольные настроения, "Единая Россия" здесь никогда особенно много не получала, и вот даже "Яблоко" в 2011 году 11,6% голосов собрало, а "Справедливая Россия" — 25,3%, а еще были крупные митинги.
Но в Петербурге, пишут авторы доклада, "в последние годы резко увеличивается уровень административного давления на итоги выборов". Если тенденция продолжит развиваться, продолжают они, Смольный распределит голоса между партией власти и другими партиями "по своему усмотрению, без учета мнения избирателей и усилий тех или иных политических структур и кандидатов, предпринятых в ходе кампаний". По мнению экспертов, горожане свой протестный настрой будут выражать в таком случае не на выборах, "считая их пустой тратой времени", а другими протестными действиями. Надо полагать, имеются в виду митинги и демонстрации, как в 2011 году.
Источник:
Источник: ИРИС

Понятно, что другой точки отсчета нет, потому что нет других выборов в Госдуму. Но с 2011 года наступил уже немного другой политический период. На выборах появятся одномандатные округа; в Петербурге 4 года назад только-только вступил в должность новый губернатор и к кампании фактически отношения не имел; сменились и состав Горизбиркома, и куратор внутренней политики в Смольном; прошли муниципальные и губернаторские выборы, на которых оппозиция была бескомпромиссно разгромлена благодаря технологиям.
Есть и более глобальные факторы: после присоединения Крыма большинство партий стали более лояльными, а Кремль начал делать все возможное, чтобы не допустить повторения массовых митингов.
Если в 2011 году существовали лишь семь партий, то сейчас их появилось множество. В прошлых выборах не принимали участия такие партии, как ПАРНАС с союзниками, и весь потенциал демократической оппозиции достался "Яблоку". Раскололись сами оппозиционные партии — Оксана Дмитриева ушла из "СР", Максим Резникиз "Яблока". Конкуренция стала сильнее и на социал-патриотическом фланге. Это может привести к тому, что даже высокий протестный потенциал размоется между партиями.
Все это в целом делает картину предстоящих выборов иной. В реальности именно округа будут больше всего влиять на состав парламента. По спискам "ЕР" тоже может получить не больше, и даже меньше обычного, но добрать большинство за счет одномандатников. И все-таки, считают эксперты ИРИС, в регионах с высоким протестным потенциалом оппозиция имеет наибольшие шансы составить конкуренцию партии власти, но если не будет конкурировать между собой — то есть договорятся и разделят округа.
Впрочем, авторы честно предупреждают, что исследуют именно потенциал, потому что "при определенных настройках избирательной системы это может не приводить к протестному голосованию".
"Протест начал формироваться в Петербурге еще после губернаторских выборов, когда многие говорили про фальсификации, — считает руководитель Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. — Сейчас ко всему этому добавляется социально-экономическая повестка, коррупционные темы, разочарование внешней политикой, в итоге протест будет и уличный, и на выборах. Многое зависит от того, какие кандидаты будут выдвинуты по Петербургу, кадровый вопрос сейчас первоочередной. Если сильных фигур не будет — будет протестное голосование за любые партии. Явка, скорее всего, будет не низкой. Но тут многое зависит от наличия выбора и от того, удастся ли переломить административный ресурс, который всегда сильнее в мажоритарных округах".
С другой стороны, отмечает эксперт, мажоритарная система дает шансы некоторым оппозиционерам, которые не могли пройти в Думу по пропорциональной системе — например Григорию Явлинскому.
"Голоса оппозиции", "мандаты оппозиции" и "протестный потенциал" — три разные сущности, — рассуждает политоконсультант Валентин Бианки. — Для победы в протестно настроенных регионах части представителей "Единой России" (или ОНФ) вполне хватит и 40%, так как оставшиеся 60% поделят между собой пять-семь представителей оппозиционных партий. Для того чтобы оппозиционеру победить по округу, необходимо, чтобы к июлю у него была высокая, от 80%, известность, плюс критическая масса избирателей, воспринимающая его как "реальную и единственную альтернативу" представителю партии власти".
Валентин Бианки прогнозирует, что явка на федеральных выборах будет в любом случае выше, чем на региональных, придет больше скептиков, и тогда почти стопроцентно результат "Единой России" в Петербурге будет ниже, чем федеральный показатель. "Есть регионы с устойчивыми особенностями результатов голосования, которые повторяются уже по 10 лет. Как минимум это касается явки и баланса голосов власть/оппозиция", — говорит он.