Первый день начавшегося Nordic Bussines Forum: как стать лидером за пять шагов

Американский бизнес-тренер, писатель, автор "21 неопровержимого закона лидерства" Джон Максвелл рассказал на Nordic Business Forum о том, чем настоящий лидер отличается от альпиниста, турагента и спринтера.

Nordic Business Forum, который проходит 1-2 октября в Хельсинки и транслируется в России "Деловым Петербургом", начался с выступления Джона Максвелла. Его книги о развитии лидерских качеств разошлись тиражом более 24 млн экземпляров.
"В Штатах есть одна поговорка про лидеров: наверху одиноко. Но я хочу сказать: если вы один на вершине горы, вы не лидер, вы альпинист, — акцентировал Максвелл. — Лидер не может быть один. Если вы один на вершине горы, я предлагаю вам с нее слезть".
Никто не рождается лидером, считает Максвелл, но каждый может научиться искусству влияния. "Когда я начинал свою работу, люди не ходили на лидерские конференции, потому что думали, что лидер — это должность. Мол, я уже лидер, — вспоминает Джон Максвелл. — Тогда я сказал, что я научу их искусству влияния на людей. Лидерство — это влияние, ни меньше, ни больше. Если ты никого за собой не ведешь и идешь в гордом одиночестве, ты не лидер".
Джон Максвелл напомнил о двух основных законах лидерства.
Первый — закон крышки. Ваш бизнес никогда не перерастет планку вашего лидерства. Не бывает такого, чтобы компания выросла, несмотря на плохое лидерство. Но хорошее известие в том, что сам лидер может вырасти. Когда я расту как лидер, планка для роста моего бизнеса тоже повышается.
Второй закон — закон процесса. Требуется много времени, чтобы стать хорошим лидером. Нельзя научиться влиянию за одну лекцию или прочитав одну книгу. Если тратить на дело 1 час в день, через 5 лет вы станете профи.
Но и среди лидеров есть свой рейтинг. Джон Максвелл выделяет пять уровней.
Первый уровень. Ключевое слово — должность. Люди подчиняются вам, просто потому что вы руководитель. Это самый низкий уровень лидерства. Это там, где вы должны начать, но это не то место, где вы должны оставаться. Вместе с получением должности вы не становитесь лидером. У кого из вас был плохой начальник? Каждый день вы хотите работать, но все разбивается о низкий потолок вашего лидера. Если вы на начальственной должности и вы не являетесь лидером по своей сути, то вы никто. Вы ничему не сможете научиться как лидер, если вы считаете, что уже стали лидером с получением должности.
Если вы лидер первого уровня, вы будете получать очень мало энергии и усилий от подчиненных. Люди будут работать с минимальной отдачей. Невозможно сделать великую компанию с таким уровнем усилий. Типичный пример — люди работают от звонка до звонка, за полчаса до окончания рабочего дня они убирают все со стола, потому что они готовятся уйти домой.
Второй уровень — уровень отношений. Люди идут за вами, потому что они хотят этого. Есть огромная пропасть между первым и вторым уровнями. На втором вы вдохновляете компанию, заряжаете ее энергией. Люди в 18:00, когда рабочий день официально закончен, сидят на местах, потому что они любят работу, любят лидера. А еще важно, что сам лидер второго уровня любит своих сотрудников.
Есть три отличия лидеров второго уровня.
Во-первых, они умеют слушать. Они продвигаются сквозь толпу очень медленно. Они слушают, они учатся, они ведут — движение осуществляется по этому кругу.
"Я призываю вас улучшать навыки слушания, учиться задавать правильные вопросы, — говорит Джон Максвелл. — Лидеру требуется отказаться от скорости, не торопиться. Пробежать стометровку на скорость можно только в одиночку. Лидеру надо замедляться, чтобы своих подчиненных забрать с собой".
Во-вторых, лидеры второго уровня — хорошие наблюдатели. Они наблюдают за сотрудниками, которых опекают. Не слова важны, а поступки.
В-третьих, лидеры второго уровня хорошо служат. На первом уровне руководителю требуется обслуга, помощь, он дает указания. На втором уровне у лидера нет рабов. Это значит, в какие-то моменты вы будете выполнять работу подчиненного.
Третий уровень лидерства — уровень результата. Люди идут за вами, потому что вы сделали что-то хорошее для компании. У вас появляется репутация, вам доверяют. Ведь никто не идет за тем, у кого проблемы. Единственное, что дает тебе право влиять, — это то, что ты сам добился успеха. Ты являешься примером для подражания, наглядным примером успеха.
Некоторые руководители похожи на турагентов: они посылают людей туда, где сами ни разу не были. Вам надо стать гидом, а не турагентом: "я чего-то достиг, идите за мной".
Лидеры уровня три порождают энергию. Они дают импульс, а менеджеры решают проблемы. Пример — поезд мчится со скоростью 150 км/ч. Впереди железобетонная стена. Но он пробивает эту стену, потому что у него есть импульс. Без импульса даже дюймовая проблема — большая. То есть дело вовсе не в размере проблемы. Лидеры создают импульс.
Четвертый уровень лидерства — уровень воспроизведения. Тут, по словам Максвелла, происходит волшебство. Здесь начинается воспроизводство. Люди идут за вами из-за того, что вы сделали лично для них. Успех компании основан на умении привлечь нужных людей. Вам нужен четкий образ людей, которых вы хотите видеть в своей компании. И лидеры должны быть сами привлекательными для привлечения в компанию новых лидеров.
Лидеры четвертого уровня хорошо распределяют должности. Они хорошо обучают людей.
Пятый уровень — уровень наследия. Ключевое слово — уважение. "Я никогда не обучаю пятому уровню, — говорит Джон Максвелл. — На него вас могут поставить только ваши работники".