Смольный сократит выплату авансов господрядчикам

Автор фото: Вдовин Сергей

В Смольном намерены изменить схему расчетов с компаниями, которые выполняют госзаказ на счет городского бюджета. Комитетам предписано сократить сумму авансов. Более того, по распоряжению губернатора бизнес будет получать авансовые платежи только под твердые гарантии их финансовых ресурсов в банках и при условии 100%-ного выполнения своих обязательств.

На заседании городского правительства председатель комитета по финансам Алексей Корабельников заявил, что при контроле над исполнением адресной инвестиционной программы (АИП) было выявлено, что некоторые комитеты стремятся повысить свои показатели по освоению бюджетных средств за счет выплаты больших авансов подрядчикам. "Призываю коллег больше этого не делать", — заявил он. По его словам, крупные скандалы с неисполнением подрядчиками своих обязательств по госзаказу и банкротства нескольких подрядных организаций у всех на слуху.
По данным комитета финансов на 1 августа 2015 года, АИП исполнена на 32,4%. Из выделенных на год 74,3 млрд рублей потрачено 24 млрд рублей. Так, например, выше среднего показатели по освоению средств у комитета по развитию транспортной инфраструктуры (37,9%), у комитета по строительству (38%) и у комитета по благоустройству (66%). В этом году в рамках АИП за счет бюджета планируется построить 91 объект (школы, детские сады, поликлиники, объекты дорожной инфраструктуры и т.д). Из них только пять объектов завершены и один уже введен в эксплуатацию.
С начала года комитет по строительству уже расторг семь договоров с подрядчиками на общую сумму более чем 2 млрд рублей, в процессе расторжения еще четыре контракта.
Губернатор Георгий Полтавченко идею ужесточения политики в расчетах по госконтрактам поддержал. По его словам, теперь подрядчики будут получать авансовые платежи только под твердые гарантии их финансовых ресурсов в банках и при условии 100%-ного выполнения своих обязательств.
Традиционно значительную часть контрактов господрядчики исполняли с привлечением заемных денег, так как авансы по таким договорам небольшие, к тому же оплата работ из бюджета часто задерживалась. В конце прошлого года из-за резкого повышения ключевой ставки Центробанка в несколько раз подорожали банковские кредиты. Так, вместо обычных 14-15% годовых займы стали выдавать под 25-30%. Подрядчики сразу же заявили, что подорожание кредитов приведет к срыву сроков по госконтрактам и к банкротству подрядных организаций. Как заявлял тогда "ДП" гендиректор ОАО "Метрострой" Вадим Александров, он не сможет привлекать кредиты под такие проценты и намерен добиваться увеличения размеров бюджетных авансов. Сейчас, по его словам, уже видны результаты подорожания денег: "Такие крупнейшие компании, как "Мостострой 6" и "Мостоотряд 19", на грани банкротства, у "Метростроя" прибыль тоже сократилась в 2 раза. Если авансы сократят, мы будем вынуждены привлекать больше кредитов, а это приведет к удорожанию строительства. Государство, наоборот, должно быть заинтересовано в том, чтобы, с одной стороны, уменьшить стоимость работ, с другой — сохранить подрядчиков. Но судя по тому, что происходит, я этого не вижу. Я не понимаю такой политики".
"Когда бизнесу и так остро не хватает свободных средств, сокращение авансирования госконтрактов может привести к тому, что рынок недвижимости еще больше скукожится. Стройки остановятся, многие компании обанкротятся. Стройка — локомотив экономики. Здесь должно быть движение и денег, и труда. Остановка может быть фатальна", — считает совладелец "Дальпитерстроя" Аркадий Скоров.
"В условиях кризиса не многие компании готовы вкладывать в старт проектов собственные деньги. Таким образом, на тендерном рынке останутся только крупные игроки, число которых ограничено. А меньшее число участников торгов, как правило, оборачивается большей стоимостью контрактов. Так что власти, стремясь сэкономить бюджетные деньги, потратят едва ли не больше, чем хотели", — прогнозирует представитель "Интарсии" Михаил Северов.
Председатель правления "РосСтройИнвест" Игорь Креславский считает, что с каждым объектом по госзаказу нужно индивидуально разбираться. "На стройках с большим объемом импортного оборудования без авансов не обойтись, поскольку его без предоплаты даже не закажешь. И это очень усложнит систему закупок. Но есть стройки, в которые можно входить и без серьезных авансов, не рискуя выдержать сроки и исполнить контракт. Хотя, конечно, полное отсутствие авансирования может замедлить строительство. Но в этом вопросе нужна золотая середина", — полагает он.