Банк "ФК Открытие" требует 1 млрд рублей от компании "Трансаэро", которой прочат банкротство

Автор фото: Марина Лысцева/ТАСС

Банк "ФК Открытие" подал на "Трансаэро" иск на миллиард рублей: на всякий случай встал в очередь кредиторов. Пассажиропоток компании вырос за счет снижения цен, но долги никуда не делись, а господдержка под большим вопросом. Эксперты прогнозируют авиакомпании банкротство или слияние с "Аэрофлотом", если рубль продолжит падение.

Банк " Финансовая корпорация Открытие " подал иск ко второму авиаперевозчику страны "Трансаэро" о взыскании около 1,3 млрд рублей, свидетельствуют данные на сайте арбитража.
К производству иск пока не принят, он был зарегистрирован 18 августа. Суть иска в документах пока не уточняется. Третье лицо в иске — дочерняя компания "Газпром нефти", ЗАО "Газпромнефть-Аэро", которая снабжает перевозчиков авиатопливом.
"В "Трансаэро" удивлены появлением данного иска. Авиакомпания продуктивно работает с банком "Финансовая корпорация Открытие" уже на протяжении ряда лет", — сообщили в пресс-службе перевозчика, уточнив, что прокомментируют иск после того, как получат его. В банке иск комментировать отказались.
По словам экспертов, скорее всего, иск банка касается долга авиакомпании по кредиту, который был взят на покупку топлива. В целом долг перевозчика перед банками, по данным за I квартал, увеличился до 67,6 млрд рублей и вырос на 3,5% по сравнению с началом года. Крупнейшими кредиторами "Трансаэро" на конец марта были ВТБ и Газпромбанк. Также ранее СМИ со ссылкой на заместителя гендиректора по коммерции "РН-Аэро" Кирилла Молоденкова сообщили, что "Трансаэро" задолжала "Роснефти" за топливо 3,66 млрд рублей.
"Надо понимать, что кредиты под оборотные средства на покупку топлива не являются главной головной болью компании. Основной причиной резкого ухудшения финансового положения компании стал лизинг воздушных судов. Поскольку лизинговые платежи номинированы в валюте, то ослабление рубля и связанное с ним снижение туристического потока приводят к проеданию капитала компании, а фактически — к убыткам. Банк "Открытие", понимая это, решил на всякий случай первым встать в очередь кредиторов", — объясняет Василий Сапожников, аналитик Rye, Man & Gor Securities.
О том, что дела у "Трансаэро" идут не лучшим образом, стало известно в конце прошлого года, когда компания заявила о своих проблемах и попросила помощи у государства. СМИ писали, что из-за долгов компания даже может прекратить полеты, однако в компании это тогда резко опровергли.
В результате в бюджете нашлись деньги для перевозчика: в конце 2014 года правительство одобрило для "Трансаэро" госгарантию в обеспечение выплаты долга по кредиту ВТБ на срок не менее 3 лет на сумму до 9 млрд рублей.
И вроде бы по внешним показателям дела у компании начали налаживаться: число перевезенных пассажиров в июле увеличилось на 10,3% в годовом выражении и достигло 1,7 млн человек. Поток вырос за счет низких цен: компания отменила топливный сбор, который обычно составляет до 30% стоимости билета, и активно сотрудничала с крупными туроператорами. Также недавно компания сообщила, что выплачивает долги банкам: общие платежи за 7 месяцев составили более 12,5 млрд рублей, таким образом ,примерно пятая часть общего долга оказалась выплачена.
"Очевидно, что у "Трансаэро" наблюдается кассовый разрыв. В этом случае целью компании является не получение прибыли, а минимизация убытков и восполнение оборотного капитала. С этой точки зрения "Трансаэро" делает все правильно. Но такой шаг может быть только временной мерой. В долгосрочном плане без поддержки государства или крупного инвестора компании не выжить", — комментирует Василий Сапожников снижение цен "Трансаэро" на билеты.
Однако компания остается убыточной, хоть убыток и сократился на 30% в первом полугодии (составил 8,577 млрд рублей). Тем временем во власти мнения о том, стоит ли снова давать компании деньги из бюджета, расходятся. Либеральное крыло российского правительства и лично Аркадий Дворкович неоднократно высказывались о необходимости обеспечить госпомощью частные авиакомпании, в том числе "Трансаэро", обсуждается помощь в объеме 70 млрд рублей. Эти деньги как раз могут покрыть перевод валютного лизинга компании в рублевый, считает Василий Сапожников.  
В то же время МЭР недавно выступило за уход с рынка авиакомпаний-должников, которые не могут решить проблему убытков. Согласно докладу министерства, только в таком случае российский рынок авиаперевозок сможет выйти из кризиса. По итогам I квартала нынешнего года убытки пяти крупнейших авиакомпаний составили 18 млрд рублей, тогда как за весь 2014 год этот показатель достиг 25 млрд рублей. При этом главные должники — "Трансаэро" и "Ютэйр" — задолжали банкам 150 млрд рублей.
Также на "Трансаэро" давит "Аэрофлот", который больше всех жаждет ухода второго авиаперевозчика страны с рынка. В начале года "Аэрофлот" резко высказался по поводу господдержки перевозчикам, накопившим долги, и попросил правительство не спасать "Ютэйр", при этом даже предложив бесплатно до весны перевозить большую часть ее пассажиров.
"Главный бенефициар ухода с рынка "Трансаэро", конечно же, "Аэрофлот". Который, кстати, по счастливому совпадению платит за лизинг благодаря государству в рублях. Если деньги и будут выделены, то "Трансаэро" придется чем-то пожертвовать. Будут ли это уступки "Аэрофлоту" или отдельным госчиновникам, предполагать трудно", — комментирует Василий Сапожников.
По мнению эксперта, дополнительным риском для "Трансаэро" может стать динамика рубля. "Если курс рубля в ближайшее время упадет еще больше, то цена спасения "Трансаэро" возрастет. В этом случае компанию может ожидать банкротство или слияние с "Аэрофлотом", — констатирует Василий Сапожников.
Сейчас "Трансаэро" — вторая по объему перевозок российская авиакомпания. Парк авиаперевозчика насчитывает 106 самолетов. Основными акционерами являются председатель совета директоров Александр Плешаков и его супруга Ольга Плешакова.