Теперь предприниматели не смогут сдавать торговые места в субаренду в своих ларьках и торговых павильонах. Это стало неприятным сюрпризом на круглом столе, который был посвящен новым правилам размещения нестационарной розницы в Петербурге.
В Зале инвестиционных проектов на пл. Островского состоялся круглый стол "Власть и бизнес – Открытый диалог", где собралось около 300 предпринимателей и представителей общественных организаций бизнеса, чиновников. Здесь обсудили вопросы, связанные с началом работы нового порядка размещения в городе нестационарных торговых объектов (НТО). Договор размещения торговых объектов,в отличие от прежнего договора аренды, не предусматривает передачу торговых точек в субаренду, сообщила глава Комитета имущественных отношений Юлия Лудинова.
Вопрос о возможности сдавать торговые места в комплексах в субаренду председателю КИО задал Ашот Эфендиев, владелец нескольких фруктовых магазинов. Ответ Юлии Лудиновой был категоричен: нет, теперь такая ситуация не возможно и договором размещения не предусмотрена. "Земля дается самому малому бизнесу, который ведет бизнес самостоятельно", - подчеркнул Эльгиз Качаев, председатель комитета по развитию предпринимательства и потребрынка. Таким образом, Смольный намерен отсечь рантье, которые являются иногда собственниками большого количества точек, (известны случаи, когда число их достигает 100 объектов), для того, чтобы предприниматели отказались от субаренды и владели тем количеством точек, работу и открытие которых, могут обеспечить самостоятельно.
Новый порядок
Новый порядок, утвержденный законом Петербурга, предусматривает переход от "договоров аренды" на размещение НТО к "договорам размещения". Продлить пользование землей без участия в аукционе (это требование поправок в Земельный кодекс, которые вступили в силу с 1 марта) могут только добросовестные предприниматели, чьи договоры аренды были заключены до 1 марта 2015 года, а также производители, намеревающиеся торговать своей продукцией через автолавки, владельцы киосков прессы и точек по ремонту обуви. Остальные желающие занять 3, 5 тысячи свободных земельных участков в городской Схеме размещения нестационарных объектов, должны подавать заявки на участие в аукционе. Первый аукцион пройдет 1 сентября, документация по нему готовится. Срок рассмотрения заявок - 15 дней, отметила Юлия Лудинова, максимум - 45 дней. Отказы могут последовать только в том случае, если участок занят или на него уже оформляются документы, поданные ранее.
Совсем скоро, отметила председатель КИО, сайт комитета будет обновлен, там появятся личный кабинет владельца договора размещения, услуги КИО и здесь можно будет проследить за продвижением своей заявки.
Предприниматели в ответ на эти сообщения тут же раскритиковали работу КИО и, в частности, управления по работе с клиентами, расположенное на пл. Стачек, где уже образовались многочасовые очереди на подачу заявок. "Предприниматели не могут ждать часами, чтобы просто спросить чиновника о чем-либо", - говорили собравшиеся.
Частные случаи
Горькую историю поведала компания "СПб.Ферма". Ее представители, узнав о том, что целевым образом можно получить участки для торговли от производителей - компания представляет фермерские хозяйства Ленобласти, в первый день подачи заявок, в 9 утра, опустила заявку в почтовый ящик КИО на предоставление ей целевым образом 46 мест под автолавки. И получила отказ. Причина отказа - заявление было подано в свободной форме, а рано утром форма заявления еще не была доступна. Аналогичную историю поведала компания "Каскад", которая производит готовую еду и является поставщиком крупных магазинов премиум-класса. Павел Краев, представитель "Каскада", рассказал о том, что его компания одной из первых подала в управление по работе с клиентами заявки на 49 мест под автолавки и получила отказ. "А сколько у вас куплено машин?", - поинтересовался Эльгиз Качаев, модерировавший круглый стол. И получив ответ, что четыре, он заметил, что этого недостаточно. "Но это же нормально для бизнеса, настаивал Павел Краев, - сначала получить места под размещение и потом купить машины по лизинговой программе". Присутствовавшие с ним согласились. Юлия Лудинова обещала разобраться с обоими случаями, и оптимизировать работу управления по работе с клиентами с тем, чтобы бизнесмены не стояли в очереди часами и уходили оттуда полностью информироваными.
Люди, придите!
Когда обсуждение дошло до размещения летних кафе и веранд, Юлия Лудинова весьма эмоционально воскликнула: " Ну, вот, прямо выходи на улицу и кричи: люди! приходите в комитет оформить свои веранды!". Порядок их оформления упрощен, но в сейчас в оформлении всего 10 летних кафе, оформлены 290, при том, что в Схеме размещения их - более 600. сейчас, в соответствии с решением КИО, для заключения договора на размещение летнего кафе необходимо соблюдение основного условия - земельный участок, прилегающий к заведению общепита, на котором предполагается размещение кафе, должен быть включен в Схему размещения.
Обсудили и страшные для предпринимателей аукционы. Опрошенные "ДП" владельцы торговых точек почти все высказались за то, что не хотят пока принимать участия в аукционах, потому что "неизвестно как это обернется", имея в виду окончательную цену размещения объекта. КИО старательно борется со спекулянтами, которые ранее были регулярно замечены на торгах, теперь специально для них залог равняется годовой арендной плате и не возвращается в случае отказа от участка, но, как рассказывают предприниматели, если речь идет об особо лакомых участках в центральных районах, спекулянтов это не останавливает.
Относительно того, что в "Ленэнерго" ничего не знают о договорах размещения, которые теперь заключает КИО, Юлия Лудинова рассказала, что лично съездила в "Ленэнерго" и разъяснила ее генеральному директору Андрею Сизову тонкости документа. "Так что теперь они все знают о новых правилах использования земли в городе, - сказала председатель комитета.
Много нареканий вызвал также тонкий момент согасования договора размещения в КГА. Предприниматели говорили о том, что типовые требования, соответствующие размещению по районам, есть, но они до сих пор не утверждены. Это означает, что получив согласование сегодня, можно столкнуться с новыми требованиями завтра, что потребует новых вложений в бизнес.