Рынок автокредитов сократился на 7% с начала года, но начал оживать во II квартале

Автор фото: Роман Кнерцер

С начала года долги по автокредитам выросли на 15%, а в целом рынок автокредитов упал более чем на 7%. Однако просрочка по автокредитам растет не так быстро, как долги по всей рознице: россияне не хотят потерять свои автомобили из-за долгов. Госпрограмма субсидирования ставок по автокредитам в свою очередь приостановила падение рынка во II квартале.

За первое полугодие 2015 года падение рынка автокредитования составило 7,2%, или 90 млрд рублей, свидетельствуют данные Национальной службы взыскания.
За год, то есть в период с 1 июля 2014 года до 1 июля 2015-го, рынок автокредитования сжался на 10,6%, или 148 млрд рублей (1,4 трлн рублей на 1 июля прошлого года.). На 1 июля этого года объем рынка составил 1,252 трлн рублей, не изменившись за II квартал. То есть банки выдавали новые кредиты, которые уравновесили закрываемые ссуды. Это произошло благодаря старту госпрограммы субсидирования ставок по автокредитам, констатируют специалисты службы. "Косвенно это подтверждается данными НБКИ и аналитического агентства "Автостат", которые зафиксировали рост доли продаваемых автомобилей в кредит на 14,9 п.п. в апреле 2015 года", — отмечается в обзоре.
Рынок падает на фоне роста долгов. Объем так называемых плохих долгов по автомобильным кредитам (задолженности свыше 90 дней) достиг на 1 июля 60 млрд рублей. За год — с 1 июля прошлого года — этот показатель увеличился на 25,5%, или 12 млрд рублей. Рост просрочки с начала года составил более 15%, или 8 млрд рублей.
Петербург оказался на третьем месте после Москвы и Московской области в топ-20 российских регионов РФ по объемам просроченной задолженности. В Москве объем просрочки составил 6,5 млрд рублей, в Московской области — 6,2 млрд рублей, а в Петербурге — 3 млрд рублей.
Доля просроченной задолженности на 1 июля в свою очередь составила 4,8%, увеличившись за год на 1,4 п.п. С начала года доля выросла на 0,9 п.п.
При этом просроченная задолженность по автокредитам растет быстро, однако не так быстро, как долги по всему розничному сегменту. Если автомобильная просрочка за год выросла на 25,5%, то просрочка по всему рынку — на 42,3%. Дополнительный импульс розничная просрочка получила от кредитных карт и кредитов наличными. Плохие долги по автокредитам росли медленнее, так как это залоговые кредиты, констатируют эксперты.
Объем автокредитной задолженности, переданной коллекторским агентствам за первое полугодие, составил 5,9 млрд рублей. Это на 24% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Речь идет о первичном размещении — то есть о долгах, передаваемых коллекторам впервые.
"Конечно, пока рано говорить о полном восстановлении рынка, однако дальнейшее снижение ключевой ставки и программа льготного автокредитования способны дать рынку пусть небольшой, но рост по итогам года. При этом значительная часть населения по-прежнему испытывает социальную неуверенность, и автокредит не является для них насущной необходимостью", — комментирует Антон Дианов, управляющий директор НСВ.