В правительстве приступили к созданию справочной базы "Электронного бюджета"

Автор фото: Дмитрий Астахов / ТАСС

Глава правительства Дмитрий Медведев подписал постановление о создании "Электронного бюджета". Справочную базу для системы, которая работает пока в тестовом режиме, разработают за 105 млн рублей. Всего на "Электронный бюджет", о котором правительство говорит уже с 2011 года, потратят 14,8 млрд рублей.

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет". По задумке правительства, система должна повысить прозрачность и доступность информации о финансовой деятельности государственных и муниципальных учреждениях. Ожидается, что в "Электронном бюджете" будет в открытом доступе размещаться информация об управлении финансами госорганов, органов управления государственными внебюджетными фондами и других участников бюджетного процесса.
"Вся открытая информацию будет размещаться на единой базе, портале бюджетной системы. Работа этой системы нужна не только для профессионалов, экспертов, аналитиков, которые этим занимаются, но и для всех, кто интересуется экономикой, всех, кто хотел бы ознакомиться с бюджетным процессом: каждый сможет увидеть, какие программы и проекты финансируются за счет бюджета и внебюджетных фондов, оценить эффективность расходов", — пояснил Медведев на заседании правительства 9 июля. По его словам, все участники работы с бюджетом будут вносить в эту систему информацию о своей работе, а посетители сайта смогут оставлять комментарии.
"Электронный бюджет" правительство пытается внедрить с июня 2011 года. Тогда Минфин внес в правительство проект концепции единого портала, на котором будет публиковаться информация о движении средств в российском бюджете. В ведомстве утверждали, что портал "увяжет" бюджетные средства с результатами деятельности госструктур и исключит дублирование рутинных операций по многократному вводу и обработке данных. Смысл проекта заключается в том, что, во-первых, все участники бюджетного процесса в стране, то есть бухгалтеры и финансисты в регионах, будут работать в едином программном продукте с электронными формами и документами и весь документооборот будет максимально автоматизирован. Во-вторых, планируется свести воедино все базы данных. В-третьих, сильно сократить как количество чиновников, так и расходы на ПО. Для рядовых же россиян "Электронный бюджет" будет означать возможность зайти на сайт и посмотреть, сколько в бюджете страны денег и на что они уходят.
В июле правительство одобрило концепцию Минфина. Создание и развитие "Электронного бюджета" разбили на три этапа. В период с 2011 по 2014 год была спроектирована сама система, разработаны подсистемы бюджетного планирования, управление закупками и ведение реестров. Сейчас сайт "Электронного бюджета" работает, но в тестовом режиме. На нем, например, можно узнать, что внутренний госдолг России по состоянию на 1 июня 2015 года составляет 7,1 трлн рублей, внешний — $51,5 млрд или что лучшим ведомством по финансовому менеджменту по состоянию на 1 апреля 2015 года является Следственный комитет России.
Сделать бюджет электронным и прозрачным планировалось уже к 2015 году, но только 30 июня — в день, когда было подготовлено положение об "Электронном бюджете", — Казначейство объявило открытый конкурс на разработку нормативной справочной информации (НСИ) о системе. На это будет выделено 105 млн рублей из федерального бюджета.
Задач перед будущим подрядчиком казначейство ставит много. Помимо реестров участников бюджетного процесса, классификатора экономической деятельности и реестра индивидуальных предпринимателей, компания-победитель должна будет разработать справочники, в которых будет содержаться информация о лицевых счетах, открытых участниками бюджетного процесса; курсах иностранных валют, составленных Центробанком; объектах и отраслях федеральной адресной инвестиционной программы; федеральных целевых программах; направлениях инвестирования и так далее.
Помимо этого, подрядчик должен будет составить отраслевые и ведомственные перечни государственных и муниципальных услуг.
Заявки на участие в конкурсе принимаются до 21 июля, победителя определят 24 июля. В качестве обеспечения заявок претенденты должны внести 5,25 млн рублей. Победитель должен будет внести 10,5 млн рублей в качестве обеспечения контракта.
На следующем этапе, до 2017 года, Минфин и казначейство планируют разработать подсистемы управления доходами, расходами, денежными средствами, долгом и финансовыми активами, учета и отчетности госорганизаций, к 2020 году - подсистемы управления нефинансовыми активами и кадровыми ресурсами.
В госпрограмме "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" сказано, что на создание и обслуживание "Электронного бюджета" в период с 2013 по 2020 год выделено 14,8 млрд рублей.