Офшорным компаниям запретили участвовать в госзакупках

Автор фото: Ковалев Петр

Совет Федерации одобрил закон о запрете офшорным компаниям получать государственный заказ. Новый порядок значительно изменит расклад сил на рынке петербургского госзаказа объемом 200 млрд рублей.

Компании, оформленные на офшоры, больше не имеют права участвовать в госзакупках и получать деньги из бюджета. Закон, устанавливающий это правило, одобрил Совет Федерации. Закон разработали еще в 2014 году, Госдума в целом одобрила его 3 июля.
По новым правилам проверять участника госзакупки будет профильная комиссия. В Петербурге это комитет по государственному заказу, который технически занимается размещением и проведением конкурсов. Фирмы, оформленные на офшоры, к конкурсам допускать не будут. Также проверку поставщиков должна будет проводить сама электронная торговая площадка на этапе аккредитации участника.
"Безусловно, данный законопроект важен. Прежде всего он направлен на создание условий поддержки внутреннего производителя, а именно российского, петербургского. В настоящее время по тем заказам, которые размещены в уполномоченных органах, офшорные предприятия не являются участниками конкурсных процедур. Установленные законом ограничения окончательно запретят участие в конкурсных процедурах организаций, которые не платят налоги на территории РФ", — прокомментировал нововведение dp.ru глава комитета по госзаказу Дмитрий Сачков.
В офшоры уходило 1,3 трлн рублей российского бюджета. К таким выводам пришла Счетная палата по результатам проверки российских госзакупок 2014 года. Счетная палата совместно с Росфинмониторингом попыталась решить эту проблему, создав реестр бенефициаров офшорных подрядчиков. Однако затем в России был объявлен курс на импортозамещение и деофшоризацию, и вопрос с офшорными госзакупками решили более кардинально.
Законопроект сократит отток финансов из страны, уверены эксперты. "Согласно нововведениям, всем компаниям, зарегистрированным в офшорных зонах, будет запрещено поставлять товары и осуществлять услуги для российских госзаказчиков. Поставщикам, попавшим под запрет, придется либо отказаться от участия в отечественных госзакупках, либо перевести свои активы из офшоров в Россию", — говорит Константин Михайленко, директор по развитию Ассоциации электронных торговых площадок.
Офшорные компании — это организации, зарегистрированные в странах, которые предоставляют налоговые льготы. Перечень таких стран определяет Министерство финансов РФ.
Офшорными территориями российский закон признает 42 юрисдикции, в том числе Лихтенштейн, ОАЭ, Монако, Сейшельские и Нормандские острова, Гибралтар и др. При этом с 2013 года офшором не признается Кипр, а с 1 января 2015 года — Мальта.
До принятия этого закона 44-ФЗ запрещал покупать импортную продукцию, если ее аналоги производят в России. Исключением были ситуации, когда зарубежные предложения были на 15% дешевле отечественных.
"Осенью может быть принят целый пакет поправок в закон о контрактной системе, в частности перевод "бумажных" конкурсов в электронную форму, так как электронные процедуры наилучшим образом способствуют развитию конкуренции и снижению коррупционных проявлений", — подчеркивает Андрей Цариковский, заместитель главы ФАС России. Запрет на участие офшоров в госзакупках он считает одним из таких шагов в реформе госзакупок (подробнее можно прочитать здесь).
Ярким примером проблем с офшорным подрядчиком в Петербурге был недавний конкурс на поставку вагонов для метро за 3,8 млрд рублей, где победило на тот момент почти наполовину офшорное ООО "Вагонмаш". Городу пришлось приложить немало усилий, чтобы в отсутствие запрета на офшоры в госзакупках все-таки разобраться, кто же будет производить вагоны для Петербурга. После длительных переговоров офшор переоформили на Кировский завод. Сейчас "Вагонмаш" является компанией-партнерством чешской Skoda и петербургского Кировского завода, по данным ЕГРЮЛ. Чехия не является офшорной зоной, Кировский завод - российское предприятие, так что теперь "Вагонмаш" под новый закон не подпадет.
Сегодня заключено 157 тыс. контрактов на сумму более 100 млрд рублей. Экономия бюджета оценивается комитетом по госзаказу в 5,8 млрд рублей, что равно 6,34% от стоимости закупки.