Новички на крыше

Современные кровельные материалы уверенно теснят на рынке старый шифер. Кроме того, отечественные производители активно занимаются импортозамещением.

Объем российского рынка кровельных материалов, которые используются для скатных крыш, в 2013 г. составил, по данным исследовательской компании "Текарт", 413,5 млн м2. Доля СЗФО — около 13%. В 2012 г. рынок вырос на 10,3%, это был наибольший прирост со времен кризиса 2008 г. В этом году продажи кровельных материалов могут снизиться на 10 – 20%, а наиболее сложные времена, по оценке специалистов Национального кровельного союза, наступят в 2016 –2017 гг. Компании, которые воспользуются ослаблением рубля и увеличат экспорт в страны СНГ, Европы и Азии, будут чувствовать себя лучше конкурентов, считает коммерческий директор СБЕ "Битумные мембраны" компании "ТехноНИКОЛЬ" Максим Горячев.

Современные против шифера

Под современными кровельными материалами подразумеваются металлическая кровля, натуральная черепица, гибкая черепица и еврошифер. Все эти материалы уверенно заменили устаревшие и небезопасные для здоровья и экологии листы асбестового и резинового шифера, поясняет генеральный директор ООО "Диана — Санкт–Петербург" Андрей Грузинцев. "В начале этого года трейдеры были готовы отказаться от стандартного шифера, но кризис вынудил потребителей экономить. Продажи шифера есть, но это временное явление", — считает руководитель отдела продаж Grand Line Северо–Западного региона Алим Сухов. Тем не менее, по оценке "Текарт", доля шифера на российском рынке составляет 17,7% (в 2008 г. она составляла более 28%). В основном этот материал продается в регионах.

Из металла

Популярной остается металлическая кровля — ее доля на рынке последние годы растет из–за оптимального соотношения цены и качества и составляет 64,9%. В частности, в Петербурге используется так называемая фальцевая кровля. Это листы из оцинкованной стали, соединенные специальными швами. В основном такая кровля используется в старом жилом фонде Петербурга. Применяется также профнастил — листы из оцинкованной стали. Активно используется металлочерепица — профилированный стальной лист, похожий на уложенную в несколько рядов черепицу. Она популярна в загородном домостроении, а также применяется для строительства офисных и промышленных помещений. Доля металлочерепицы в своем сегменте превышает 50%. В Петербурге и Ленобласти работает не более десятка крупных компаний, производящих металлическую кровлю. Рынок стабилен, новому игроку выйти на него сложно, считает менеджер по продажам подразделения Ruukki в Петербурге Виталий Горбунов. Основные производители — это российские холдинги "ГрандЛайн", финский холдинг Ruukki. Работают местные заводы — "Мираж–сталь", "Металл–профиль" "Компания Сталь".

Гибкая черепица

Другой крупный сегмент на рынке — гибкая черепица. Основа этого материала — стекловолокно или органическая целлюлоза, на которую наносится вяжущее средство, в основном битум. На российском рынке доля этой кровли составляет 5 – 7%. Доля СЗФО в этом сегменте — 20 – 25% от общего объема. Лидером рынка в СЗ регионе считается холдинг "ТехноНИКОЛЬ" (торговая марка "Шинглас"), доля которого более 50% (средний и низкий ценовой сегмент). Далее идут компании "Руфлекс" (10 – 15%, средний и высокий ценовой сегмент) и "Тегола". Импорт составляет 20 – 25% — в основном это продукция из Финляндии ("Катепал", "Керабит", "Икопал"). Кроме того, в СЗФО активные продажи в этом году начали вести Рязанский картонно–рубероидный завод (марка "Руфшилд") и завод "Деке Экстружн". Сегмент гибкой черепицы в последние годы расширялся незначительно. В основном происходит перераспределение долей среди производителей в связи с открытием нескольких производств в России и снижением импорта из–за роста курсов валют. Мощности заводов, работающих в стране, превышают потребление примерно вдвое. Поэтому в настоящее время предприятия не загружены полностью. Очевидно, что в ближайшие годы новые производства мягкой кровли открываться не будут, считает Андрей Грузинцев, генеральный директор компании "Диана — Санкт–Петербург" (официальный дилер марки "Руфлекс").

Еврошифер

Еще один популярный вид мягкой кровли — это волнистые битумные листы, или еврошифер. Он изготавливается из органических волокон, пропитанных битумом. По оценкам экспертов, его доля на рынке кровельных материалов более 10%. Еврошифер используется в жилищном и промышленном строительстве и прост в монтаже. Именно этот вид кровли наиболее популярен в сетях DIY. В этом сегменте лидером рынка является компания Ondulin, ее доля составляет около 90%. Представитель Ondulin в Петербурге Рашид Хайрулин полагает, что в ближайшее время в России новые производства еврошифера не появятся. Ведь в строительство завода требуются значительные инвестиции, и на высококонкурентном рынке сложно выстроить эффективную систему продаж.

Натуральная черепица

В качестве кровельного материала в России также используется натуральная — керамическая и цементно–песчаная черепица. Ее доля на рынке, по оценке "Текарт", составляет всего 0,5%, поскольку этот материал считается дорогим. Доля импорта в этом сегменте, по разным оценкам, от 10 до 30%. В России керамическая черепица не производится. Цементно–песчаную черепицу, которая является более дешевой альтернативой керамике, в СЗФО выпускает компания Baltic Tile. Рынок натуральной черепицы последние годы рос, отмечают в компании. В Петербурге половина жилых домов имеет скатную крышу, для которой и используется натуральная черепица. Сегмент скатных кровель также увеличивается за счет загородного малоэтажного строительства. Кроме того, сейчас покупатель старается использовать натуральные материалы, в том числе натуральную черепицу, и отказывается от дешевых недолговечных материалов.