Лимиты на содержание животных могут ускорить сокращение количества личных подсобных хозяйств в Ленинградской области.
В Госдуме рассматривается инициатива, согласно которой регионы смогут самостоятельно определять, сколько сельскохозяйственных животных и птицы может содержаться на приусадебных участках. Изменения предлагается внести в ст. 6 Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве".
По мнению авторов, отсутствие ограничений часто создаёт неудобства для соседей личных подсобных хозяйств (ЛПХ), вызывает жалобы на шум и запахи, а также повышает риск возникновения эпидемий. При этом штрафы за антисанитарию невелики — от 100 до 500 рублей. Лимиты на домашних животных помогут сократить число конфликтов и усилить ветеринарный контроль, полагают разработчики инициативы.
Пересчитали по головам
Как рассказали "ДП" в Управлении ветеринарии Ленобласти, всего в регионе зарегистрировано около 7,7 тыс. ЛПХ, занимающихся разведением крупного и мелкого рогатого скота, свиней, лошадей и птицы. Из года в год количество таких хозяйств сокращается.
Всего же, по данным сельскохозяйственной микропереписи 2021 года, в области насчитывается более 268 тыс. ЛПХ. Наибольшее их количество находится в Гатчинском (37,9 тыс. хозяйств), Выборгском (27,9 тыс.) и Лужском (24,2 тыс.) районах.
По данным областного комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, в 2024 году доля ЛПХ и К(Ф)Х (крестьянских (фермерских) хозяйств) в производстве молока в регионе составила 5,9%. В выпуске яиц — 2,2%, а в производстве мяса животных и птицы — 3%. При этом в объёме выращенных овощей доля ЛПХ составила 44%, а картофеля — 59,5%.
Если же брать общероссийские показатели, то самый весомый вклад ЛПХ заметен в пчеловодстве. По подсчётам Россельхозбанка, они обеспечивают около 93% всего объёма российского мёда.
В Северо–Западном межрегиональном управлении Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору сообщают, что эпизоотическая обстановка в Ленинградской области в настоящий момент благополучна по заразным, в том числе особо опасным болезням животных.
“
"В 2024 году при рассмотрении обращений граждан управление объявило 45 предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований и 27 предостережений за истекший период 2025 года", — сообщили там.
С 2024 года областные владельцы сельскохозяйственных животных должны ставить поголовье на учёт. Этим в регионе занимается Государственная ветеринарная служба Ленинградской области. Её сотрудники проводят вакцинацию животных, а также отбор проб на опасные болезни. Услуги предоставляются в рамках государственного задания, для владельцев животных они бесплатны.
“
"Также специалисты совместно с сотрудниками администрации выезжают по обращениям граждан. В основном соседи жалуются на неприятный запах. В случае нарушения норм администрация привлекает владельцев к ответственности, а сотрудники ветеринарной службы дают рекомендации по содержанию и уходу, помогают наладить работу", — объяснили "ДП" в Управлении ветеринарии Ленинградской области.
Настоящая деревня
По мнению президента Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Петербурга Михаила Шконды, инициатива по сокращению поголовья в ЛПХ понятна — проблема недовольных соседей была всегда. Но дополнительные ограничения могут стать последним гвоздём в крышке гроба малых хозяйств, и так находящихся на грани закрытия.
“
"За последнее время количество фермерских хозяйств в Ленинградской области сократилось приблизительно с 1 тыс. до 700. Не все из них полностью закрылись — многие перешли в ЛПХ, что фактически стало выходом в нелегальное поле. Но для них это вынужденный выбор, поскольку работе в рамках законодательства препятствует ряд мер, требующих финансовых затрат, в том числе агрострахование. И если раньше до 250 фермеров получали меры государственной поддержки, то сейчас — около 140", — отмечает эксперт.
Владелица ЛПХ "Ириска" Ирина Степанова соглашается, что дополнительное вмешательство только повредит.
“
"Чаще всего ЛПХ ведут многодетные семьи. И эти хозяйства помогают некоторым городским семьям быть здоровыми, снабжая их экопродуктами. Это не предпринимательство, а образ жизни. Таких хозяйств очень мало, потому что работа и дом совмещены. Нет выходных, отпусков и больничных — животные хотят есть независимо от того, как ты себя чувствуешь. Мы держим поголовье, на которое хватит сил семьи. Все отходы перерабатываем в компост, поэтому нет запахов. Это многовековой крестьянский опыт, приложенный к современному хозяйству", — говорит она.
Хозяин ЛПХ "Кукуйская слобода" Андрей Лисовой тоже полагает, что новые меры излишни.
“
"Сейчас деревни умирают. Инициативных людей, которые переезжают обратно в деревню, очень мало. Если ещё и добавлять новые ограничения, деревни совсем умрут. У меня достаточно много кур, петухов, которые шумят в 4 часа утра. Но конфликтов нет — люди понимающие. Деревня будет жить, только если её жители разводят и содержат животных. В противном случае это садоводство — место отдыха", — рассуждает собеседник "ДП".
Остались без внимания
Значимость ЛПХ для регионов состоит в том, что владельцы приусадебных участков помогают обеспечивать продуктами питания сельское население. Свою продукцию они могут продавать на рынках и ярмарках, а также сдавать её в сельскохозяйственные потребительские кооперативы.
“
"Я изначально обеспечивал продуктами свою семью. Когда начало получаться, стал продавать знакомым, а позже и через сообщество “ВКонтакте” — оно и стало основным хканалом сбыта", — рассказывает Андрей Лисовой.
Критерии определения, какой объём продукции может быть оценён как заведомо превышающий личные потребности, а какой нет, не установлены. Владельцы ЛПХ могут продавать свою продукцию без налогов, только если произвели её на участках с видом разрешённого использования "Для ЛПХ" и суммарная площадь которых не больше 50 соток. А также при условии, что в хозяйстве работают только члены одной семьи, без наёмных работников.
“
"Я могу за год продать примерно 100–200 бройлеров. Если говорить о водоплавающей птице (утки, гуси), в год удаётся реализовать 20–30 туш, и основные продажи приходятся на период новогодних праздников", — приводит пример хозяин "Кукуйской слободы".
Несмотря на то что в Ленинградской области на ЛПХ распространяются некоторые меры господдержки малых форм хозяйствования, опрошенные "ДП" владельцы приусадебных участков жалуются на чувство некоторой заброшенности.
“
"На мой взгляд, сегодня у ЛПХ нет никакой роли в сельском хозяйстве Ленобласти. Если фермеры имеют гранты, привилегии, помощь от государства, то ЛПХ уделяется гораздо меньше внимания. Нас никогда не собирали, не разговаривали с нами о том, чем можно помочь, что улучшить. Например, я раньше получал субсидию на возмещение части затрат по покупке комбикормов. В год мне возвращалось порядка 60–80 тыс. рублей. С этого года этот процесс стал полностью электронным. И тут у жителя деревни появляется много “но”. Что делать, если у меня нет ноутбука или нестабильный интернет? Поэтому и многие мои знакомые перестали получать компенсацию", — заключает Андрей Лисовой.