Как российские миллиардеры могут стать еще богаче

Автор фото: reuters

Экономист Дмитрий Прокофьев о том, как российские миллиардеры могут стать еще богаче.

Один из читателей моей колонки справедливо упрекнул меня в том, что на протяжении последнего времени я дважды упомянул российский список Forbes, сопроводив упоминание комментарием, что, мол, большинство российских миллиардеров разбогатели потому, что поставили под свой контроль отрасли индустриальной экономики — металл, сырье, транспорт, и консервация экономики России в ее нынешнем виде может отвечать их деловым интересам. Большинство такие люди все же не составляют, подчеркнул мой читатель, среди 200 богатейших россиян множество тех, кто сделал ставку на торговлю, банкинг, инвестиции, мобильную связь и т. д.
Упрек, повторю, вполне справедливый, и принимаю я его с благодарностью. И верно, если уж я хотел сказать, что структура существующей российской экономики мало изменилась со второй половины прошлого века, в то время как в мире набрали мощь другие бизнесы, мне следовало выражать эту мысль яснее.
Например, можно было бы сослаться на составляемый "Экспертом" рейтинг крупнейших компаний России 2014 года по объему реализации продукции, согласно которому из полусотни российских лидеров по объему продаж 34 корпорации представляют энергетический сектор, металлургию, машиностроение и транспорт. Первую тройку образуют "Газпром", "ЛУКОЙЛ" и "Роснефть", за ними следуют РЖД, пятое место занимает Сбербанк. Кроме Сбера в топ–50 по продажам входят еще три банка и пять ретейлеров.
Скажете, продажи — не главный показатель, для крупного бизнеса важна капитализация? Ну что же, на помощь придет вполне государственный Рейтинг российских компаний по капитализации 2015 года, публикуемый агентством "РИА Рейтинг". Из 50 самых дорогих российских корпораций 10 заняты нефтедобычей, семь плавят металл, четыре добывают руду, пять продают электроэнергию. И еще пять банков. При этом в аналогичном китайском списке, составляемом Forbes, доминируют именно банки, страховщики, девелоперы, провайдеры связи, торговцы и производители technology hardware. К слову, отмечают эксперты РИА, за прошлый год суммарная капитализация российской сотни сократилась на 47%, составив $431 млрд.
Так и есть, соглашается Financial Times, опубликовавшая на днях рейтинг 500 мировых лидеров по рыночной капитализации. Если в прошлом году в первой сотне этого списка Россию представлял "Газпром" (83–е место, $91,3 млрд), то в этом году он переместился на 170–ю строчку с $56,6 млрд. Со 122–й на 213–ю позицию перешла "Роснефть", потеряв в капитализации $24млрд, третье место среди россиян зафиксировал "ЛУКОЙЛ" (271–е место), а в пятой сотне рейтинга остались "Норникель" (421–е место) и "Сургутнефтегаз" (441–е место).
Как видите, и здесь российскую экономику символизируют углеводороды и металл. Сбербанк, участник прошлогоднего FT Global 500, в этом году в список не попал. В новом рейтинге FT представлены 12 китайских банков, причем все они за минувший год свою капитализацию нарастили. Всего же из 37 китайских компаний, присутствующих в FT Global 500, только две работают в нефтегазовой отрасли, правда, их суммарная стоимость ($439 млрд) превышает суммарную стоимость сотни самых дорогих российских компаний.
Впрочем, изучение первой двадцатки российского Forbes–200 с отраслевой точки зрения способно внушить некоторый оптимизм. Что называется, не нефтью единой. В описании активов богатейших людей России 8 раз в том или ином виде присутствует слово "металл", 5 раз — "торговля", 6 раз — "банк", 5 раз — "мобильная связь". А вот нефть так или иначе упоминается раза четыре.
Разумеется, такой анализ носит достаточно условный характер, но, перечитывая Forbes–200, можно найти там множество талантливых инвесторов, действительно способных превращать в золото все, к чему они прикоснутся.
Возвращаясь к перечню FT Global 500, нетрудно заметить, что стоимость компании напрямую связана с размерами рынка, на который она ориентирована. В первой десятке самых дорогих корпораций стоят те, продукцию которых можно реализовывать где угодно и кому угодно. Кроме лидера Apple в десятке присутствуют два банка, две софтверные компании, два фармацевта, инвестиционный фонд и два нефтяника — но каких! Глобальная Exxon и китайская Petro China.
Возможно, если бы Россия действительно встроила свою экономику в мировую, ее миллиардеры стали бы еще богаче, однако и нам с вами досталось бы больше, чем достается сейчас.