Марина Васильева marina.vasileva@dp.ru Все статьи автора
24 июня 2015, 09:48 2764

Какие кафе и рестораны откроются в Петербурге летом 2015 года

Фото: Сергей Николаев

Малые и крупные петербургские рестораторы работают на грани рентабельности, но активно инвестируют в новые проекты, используя кризис как шанс занять самые выгодные места. "ДП" составил список кафе и ресторанов, которые откроются летом 2015 года.

С начала мая в Петербурге открылось около 50 заведений общепита с оригинальной концепцией — то есть без учета сетевого фастфуда и летних проектов. Еще около 20 готовятся к открытию. Это, по отзывам участников рынка, в 2–3 раза больше, чем в предыдущие несколько сезонов. В денежном выражении рынок общепита по–прежнему снижается — по данным "Петростата", в I квартале 2015 года его объем сократился до 13 млрд рублей, на 6%, по сравнению с тем же периодом прошлого года, но рестораторы изменили взгляд на ситуацию. В начале 2015 года участники рынка ожидали закрытия от 10 до 40% кафе и ресторанов в Петербурге, а крупные сети урезали планы развития. При этом многие рестораторы считали, что именно сети, особенно в сегменте фастфуда, переживут кризис с наименьшими потерями, а вот концептуальные одиночные заведения почти полностью исчезнут с улиц Петербурга. Нельзя сказать, что эти прогнозы не сбылись: закрылись десятки точек по всему городу, а в марте агентства недвижимости отметили массовый исход арендаторов из центра города.

Петербургские чиновники запретили открытие 635 летних кафе

Петербургские чиновники запретили открытие 635 летних кафе

813
Марина Васильева

Вернуть на то же место

Снижение ставок аренды (до 40–50%, по оценке Maris) позволило пробиться в центр города малому бизнесу. Но большинство рестораторов привлекают даже не низкие цены — они после кризиса все равно потянутся вверх. Дело в том, что после волны закрытий кафе и ресторанов освободились привлекательные помещения, занять которые раньше было почти невозможно. В 2011–2012 годах в списке сложностей при входе на рынок дефицит помещений был в первых строках. Арендаторы старались заключать долгосрочные договоры, и за счет роста рынка окупались высокие ставки. Перед кризисом рестораторы приглядывались к спальным районам, а места в центре освобождались редко. С осени 2014 года операторы общепита начали закрывать точки — и рынок получил предложения в проходных местах.

Среди авторов новых проектов в том числе и владельцы недавно закрывшихся. Как рассказал учредитель УК "СкайРест" Александр Затуливетров, большая часть выросшего оборота его компании (с 22 млн рублей в 2013 году до 87,5 млн в 2014–м) приходится на вложения, а не на прибыль. Из всего оборота 77,8 млн — вложения. Предприниматель рассчитывает, что, заняв сейчас привлекательные места, которые в период подъема рынка давно и плотно заняты, в ближайшие годы он окупит затраты.


Новые проекты в основном открывают на тех же местах, откуда в начале года кафе и рестораны уходили (бар BUURMAN на месте Prosto Vino, MarketPlace на месте "Длинного хвоста" и др.). Такие рокировки делают затраты на открытие значительно ниже — помимо оплаты аренды остается сделать косметический ремонт, иногда докупить оборудование. Сложились "кластеры" общепита — ул. Рубинштейна, ул. Белинского, Суворовский пр. и др. Открываясь там, предприниматели получают и готовую аудиторию — петербуржцы привыкают приходить за обедом или вечерним бокалом вина в "кластер", а конкретное заведение выбирать уже на месте.

Национальный колорит

Оправдался и прогноз роста популярности фастфуда — многие новые заведения специализируются на быстрой еде в низком ценовом сегменте. В стрит–фуде пробуют себя и крупные холдинги. В июне сразу два петербургских гиганта запустили автолавки с шавермой. Ginza Project, по оценкам участников рынка, вложил в фуд–трак "Больше шавермы" возле Казанского собора не менее 3 млн, а Food Retail Group установил автолавку "Кулек" на Сенной площади. Возможно, оба проекта станут сетевыми, но о конкретных планах в компаниях пока не говорят. Ginza Project расширяется чуть ли не активнее всех. Отдав дань ориентации рынка на демократичность и открыв Salat Bar и "Больше шавермы", холдинг запускает заведения в привычном для себя формате. В июне, рассказывают в компании, открылся комплекс в Репино "Наша dacha" со средним чеком 2 тыс. рублей. В ресторанах Katyusha и Food Park "Ларисуваннухочу" средний счет составит 1–1,5 тыс. рублей.

Аудитория, на которую рассчитывают рестораторы новой волны, — молодежь. Артем Хватов, совладелец сети "Бюро -Бургеры и Бар", уверен, что даже при общем падении доходов населения студенты в последнюю очередь будут экономить на развлечениях и, в отличие от более взрослой аудитории, скорее откажут себе в чем–то другом. Рассчитывая на ту же аудиторию, бургеры и шаверму стараются делать непривычными, добавлять элементы национальной кухни — индийский карри ("Кулек"), израильские хумус и фалафель (Pitas, KORM).

Осенью малые компании откроют более 20 кафе в Петербурге

Осенью малые компании откроют более 20 кафе в Петербурге

887
Марина Васильева

Появляются и пивные проекты — одиночные бары и "крафтовые" пабы холдингов Italy Group и ReCa. Последний недавно выкупил у группы "Пивная карта" бренд Manneken Pis и готовит к открытию одноименное заведение.

В итоге большинство открывающихся в Петербурге заведений — бары, гастробары и кафе быстрого питания с демократичными ценами. Почти нет среди "новичков" премиальных ресторанов и кондитерских. Последние либо добавляют в меню несладкие блюда, либо сосредотачиваются на онлайн–торговле, ограничиваясь меньшей выручкой, но не рискуя.

Наш проект сейчас в фазе стройки — это будет пиццерия с дровяной печью прямо в зале. Сейчас освобождается больше помещений, чем даже год назад, многие уже с коммуникациями и ремонтом от прошлых арендаторов. Кризис вытеснил с рынка непрофессионалов, которые активно "пробовали себя" в ресторанном бизнесе во время роста рынка. И логично, что все эти помещения сейчас занимают именно операторы общепита, а не другие предприниматели. Срок окупаемости вырос, но это все же не десятилетия, а 2–3 года вместо одного, как это было на пике рынка.
Эльдар Кабиров
Эльдар Кабиров
совладелец ресторана Red.Steak & Wine
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама