Кризис пришел надолго

Автор фото: Олег Харсеев/Коммерсантъ

Прогнозы экспертов относительно будущего российской экономики стали несколько оптимистичнее: провал по ВВП в текущем году они ожидают не таким ужасным, как им виделось еще полгода назад. Однако бурного роста в ближайшие годы макроэкономисты по-прежнему не ждут. Восстановлению экономики будет мешать нехватка инвестиций.

Судя по высказываниям участников Шестой конференции институциональных инвесторов, начавшейся сегодня в Петербурге, многие из них в последнее время улучшили прогнозы по динамике российского ВВП в текущем году. Так, главный экономист по России и СНГ Bank of America Merrill Linch Владимир Осаковский рассказал, что теперь в его банке ожидают падения российского ВВП в 2015 году в размере 2,8%, тогда как предыдущий прогноз был на уровне 4%.
Подобные изменения в прогнозах за последние недели сделали также эксперты Минэкономразвития РФ (ожидает снижения ВВП в текущем году на 2,8%, ранее ожидало на 3%), международного рейтингового агентства Moody’s (3% против 5,5% ранее), МВФ (3,4% вместо 3,8%) и Всемирного банка (2,7% вместо 3,8%).
«Все не так плохо, как ожидалось», — отмечает Владимир Осаковский.
По его словам, оптимизм связан с замедлением падения инвестиций, которое к концу года может смениться ростом. По данным Росстата, падение инвестиций в основной капитал в РФ в годовом выражении в апреле замедлилось до 4,8% с мартовских 5,3%, а за первые 4 месяца текущего года составляет 3,7%. «Инвестиционный рост всегда следует за ростом корпоративных прибылей», — констатирует Владимир Осаковский. А прибыль российских компаний в I квартале 2015 года почти удвоилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и превысила, по данным Росстата, 2,5 трлн рублей.
Тем не менее, по его мнению, потенциал роста российского ВВП в ближайшие годы составляет всего 1-1,5%.
Старший экономист Sberbank SIB Антон Струченевский немногим более оптимистичен: по его словам, рост ВВП на 2-2,5% в год будет неплохим результатом. Он также отметил, что российская экономика довольно быстро адаптировалась к отсутствию западных кредитов, привыкает жить за свой счет и в условиях низких цен на нефть и демонстрирует гораздо меньшее падение, чем многие ожидали в конце прошлого года.
Сразу несколько участников конференции сделали скептические замечания относительно перспективы роста инвестиций. Так, Сергей Суверов, директор аналитического департамента УК «Русский Стандарт», высказал сомнение в устойчивости роста корпоративных прибылей российских компаний. А Павел Прасс, генеральный директор Специализированного депозитария «Инфинитум», констатировал, что количество закрывающихся паевых инвестиционных фондов в последнее время превышает число вновь создаваемых ПИФов. Это означает, что население не спешит нести деньги на рынок коллективных инвестиций, чтобы через покупку паев инвестировать их в экономику.
Некоторым облегчением для российской экономики, страдающей от дефицита инвестиций, стал возврат пенсионных накоплений негосударственным пенсионным фондам (НПФ). Однако участники конференции критикуют идею обязать НПФ вкладывать пенсионные накопления граждан в инфраструктурные облигации. Так, Владимир Крейндель, директор по ETF продуктам УК «ФинЭкс Плюс», уверен, что ситуация, когда НПФ подталкивают к инфраструктурным вложениям насильно, ничем хорошим для пенсионеров не закончится: доходность таких вложений наверняка будет ниже инфляции.
Александр Баранов, заместитель генерального директора УК «Паллада Эссет Менеджмент», подтвердил такую оценку, добавив, что российское государство очень не любит брать в долг по ставкам больше инфляции. Так, за всю 22-летнюю историю заимствований Минфина РФ он лишь в течение нескольких коротких периодов общей продолжительностью примерно 1,5 года предлагал рынку облигации с доходностью выше инфляции. А поскольку конечным собственником инфраструктурных объектов, которые планируется финансировать за счет облигаций, будет именно государство, у будущих пенсионеров практически нет шансов сохранить свои накопления от инфляционного уменьшения.