Дорожники пожаловались на условия конкурсов на госзаказ Георгию Полтавченко

Автор фото: Тихонов Михаил

Недовольные подрядчики, которых становится все больше, жалуются Георгию Полтавченко и ждут от нового куратора строительной отрасли Игоря Албина изменений в процедурах госзаказа на ремонт дорог. Сейчас, говорят они, Смольный не подпускает их к генподряду на рынке объемом 3 млрд рублей — а позже их привлекают на субподряды за меньшие деньги.

Строительная компания "ГиК" подала иск в суд и направила письмо губернатору Георгию Полтавченко с жалобой на конкурс на ремонт дорог в Петродворцовом районе за 150 млн рублей. Этот сравнительно небольшой контракт стал детонатором для возмущения среднего бизнеса, занятого дорожным ремонтом. Предприниматели считают, что могли бы работать на генподряде, а не в качестве субподрядчиков. Также они полагают, что Смольный намеренно не допускает их к управлению крупными заказами, и передает эти подряды одним и тем же компаниям.  

Такой заманчивый генподряд

В этом году контракты на текущий ремонт дорог (замена верхнего слоя асфальта) стоимостью более 3 млрд рублей достались узкому кругу подрядчиков. Абсолютным лидером стало ЗАО "АБЗ-Дорстрой", получившее подряды более чем на 1 млрд рублей.
Два других традиционных городских лидера дорожных работ, ВАД и "Буер", в конкурсах вообще не участвовали. По данным dp.ru, компании посчитали контракты невыгодными: в этом году бюджет на ремонт подвергался секвестированию, как и другие отрасли госзаказа.
Еще 1 млрд из 3 млрд рублей получили две компании: "Гермес" (480 млн рублей), входящая в группу "Возрождение", и "Орион плюс" (610 млн рублей).
И, наконец, оставшийся 1 млрд рублей распределился между ЗАО "Синтез", ЗАО "Трест", ЗАО "Ювенал", также два небольших конкурса еще в 2014 году выиграли "МК-20СХ" и "СевЗапДор".
В городе работает три десятка дорожников с годовым оборотом свыше 400 млн рублей у каждого и сотни небольших компаний. Но госзаказ традиционно достается узкому пулу компаний. Спорить с этой практикой на рынке не принято.
Однако в этом году, уже в конце сезона проведения конкурсов, несколько подрядчиков решились на открытую конфронтацию со Смольным. Другие компании наблюдают за их борьбой и раздумывают, не включиться ли в нее.
Игроки рынка ждут, что в ближайшее время ситуацию прояснит новый вице-губернатор Игорь Албин, недавно назначенный куратором отрасли.

Кто получил подряды на текущий ремонт дорог 2015 года в Петербурге

    Приморский район — 202 млн рублей у СК "Гермес"
    Выборгский район — 200 млн рублей у ООО "СК Орион плюс" и 43 млн рублей у ЗАО "Синтез"
    Красногвардейский район — 175 млн рублей у ЗАО "АБЗ-Дорстрой"
    Колпинский район — 40 млн рублей у ЗАО "Синтез" и 167 млн рублей у ЗАО "Трест"
    Кировский район — 160 млн рублей у ЗАО "Ювенал"
    Пушкинский район — контракты на 197 млн рублей не заключены
    Калининский район — 176 млн рублей у ЗАО "АБЗ-Дорстрой"
    Красносельский район — 160 млн рублей у ЗАО "АБЗ-Дорстрой"
    Петродворцовый район — 172 млн рублей у ООО "СК Орион плюс"
    Адмиралтейский район — контракты на 88 млн рублей не заключены
    Московский район — 296 млн рублей у ЗАО "АБЗ-Дорстрой"
    Невский и Фрунзенский районы —  277 млн рублей у СК "Гермес"
    Центральный район — 227 млн у ЗАО "АБЗ-Дорстрой"
    Курортный район — 238 млн рублей у ООО "СК Орион плюс"
    Василеостровский район — контракты на 80 млн рублей не заключены
    Кронштадтский район — 28 млн рублей у ООО "МК-20СХ"
    Петроградский район — 41 млн рублей у ООО "СвеЗапДор"

Дорожный детонатор

Скандал вокруг конкурсов на ремонт дорог развернулся на прошлой неделе из-за подряда на 150 млн рублей на работу в Петродворцовом районе. Заказчик работ, Дирекция транспортного строительства (ДТС, подведомственна комитету по развитию транспортной инфраструктуры), оценил заявки претендентов на эти работы. Но подрядчики считают оценку заниженной.
На 150 млн рублей претендовали пять компаний: "Лемминкяйнен Строй", СК "ГиК", "АБЗ-Дорстрой", "Орион-плюс" и "МК20-СХ". Победителем был признан "Орион-плюс", несмотря на то что компания назначила не самую низкую цену за работы. Более привлекательные ценовые предложения отклонили. В ДТС заявили, что у компаний, сделавших эти предложения, было недостаточно опыта.
Это заявление обжаловала "дочка" финского холдинга "Лемминкяйнен" — российская дорожно-строительная фирма "Лемминкяйнен Строй". Компания направила жалобу в антимонопольную службу (УФАС по Петербургу) 20 мая. В ней указывалось, что за минувший год компания выполнила дорожные работы на 1,1 млрд рублей, более того, на основании данного опыта она уже успешно участвовала в конкурсах в  Москве. Если бы опыт фирмы в Петербурге оценили также в 20, а не в 0 баллов, то она могла бы одержать победу. Но 22 мая УФАС по Петербургу признало жалобу "Лемминкяйнен Строй" необоснованной. Антимонопольщики сослались на то, что большую часть работ выполняло другое юрлицо концерна, которое лишь недавно было объединено с "Лемминкяйнен Строй".
Примеру финнов последовала петербургская строительная компания "ГиК". И ее жалобу в УФАС признали обоснованной. "ГиК" тоже несогласна с оценкой своего опыта в 0 баллов. Также компания указала на то, что банковская гарантия победившей фирмы "Орион плюс" (документ, который подтверждает, что у подрядчика есть собственные деньги для старта работ) не соответствовала требованиям конкурса. УФАС постановило провести конкурс заново, но в этот момент произошло нечто странное: на портале госзакупок начались технические неполадки и информация о решении УФАС там не разместилась. Тем временем заказчик ДТС заключил контракт с тем, с кем и собирался, — с фирмой "Орион плюс".
"Контракт заключен по всем правилам. ДТС была уведомлена о существовании жалобы только после подписания государственного контракта, поэтому мы считаем, что закон не был нарушен", — сообщили в ДТС.
Однако порядчики считают иначе. "ГиК" обратился в Арбитражный суд Петербурга и Ленобласти и утверждает, что ДТС намеренно предприняла всевозможные действия, чтобы передать контракт "Орион плюс". В "Орион плюс" эту ситуацию не комментируют, ссылаясь на то, что все решения принимает конкурсная комиссия.
Кроме обращения в суд, "ГиК" направила жалобу губернатору Петербурга Георгию Полтавченко, а также готовит заявление в прокуратуру. Это довольно смелый шаг, на который еще год назад подрядчики не решались, поскольку не хотели портить отношения с заказчиком ДТС и пулом его генподрядчиков.
"Мы одна из немногих строительных компаний в городе, способных производить работы собственными силами, без привлечения субподрядных организаций. Мы работаем в сфере дорожного строительства 15 лет и обладаем собственным парком строительной техники. Наш опыт подтверждается успешным выполнением работ госзаказа. В сложившейся ситуации мы готовы отстаивать свои права за восстановление справедливости", — прокомментировали свое решение в "ГиК".

Новые недовольные

Помимо "Лемминкяйнен Строй" (годовой оборот около 3 млрд рублей) и "ГиК" (годовой оборот около 450 млн рублей), с войной на ДТС пошла и фирма "Гарант" (годовой оборот около 500 млн рублей в год). Она на данный момент добилась самых больших успехов, выиграла суд. Смольный готовится оспорить решение суда. На это время контракт на работы в Пушкинском районе, который оспаривает "Гарант", заблокированы.
Взбунтовавшиеся подрядчики единогласно указывают на то, что победители зачастую привлекают их же, проигравших в конкурсе, на субподряд. Так, "Гарант" в предыдущие годы был постоянным субподрядчиком "АБЗ-Дорстроя", а "ГиК" сотрудничал с "АБЗ-1" (входит в группу "АБЗ-Дорстрой") и лидерами дорожного госзаказа Ленобласти "Вега-2000" и "Корпорация Евротракт", а миллиардный оборот "Лемминкяйнен Строй" вообще формируется практически без получения прямых госзаказов.
Субподрядчик получает за работу меньше, чем в ситуации, когда ДТС заключила бы с ним контракт напрямую. Разницу на дорожном рынке называют "генподрядным процентом" — той суммой, которую генподрядчик оставляет себе на организационные и тому подобные расходы. Это коммерческая тайна любой компании, но, по данным dp.ru, генподрядный процент составляет около 10%. При этом субподрядчикам неясно, что мешает заключить договор с ними без посредников, раз большую часть работ все равно выполняют они.
Впрочем, есть и противоположный взгляд на эту проблему, который выражает директор объединения "ДОРМОСТ" Кирилл Иванов: крупные подрядчики обладают большим опытом, стажем и навыками. Это делает уровень их работы недостижимым для среднего и малого бизнеса, так что в победах крупных компаний нет ничего удивительного. Только они способны проводить ремонт максимально оперативно и обеспечивать общее качество выполненных работ.
Ряд других дорожных компаний, пожелавших остаться неизвестными, сообщили dp.ru, что тоже не очень довольны ситуацией на рынке, но пока заняли выжидающую позицию.
Так или иначе, жалобы компаний на конкурсы губернатор "спустит" профильному вице-губернатору Игорю Албину, который получил дорожную отрасль в свое ведение совсем недавно. Разбираться с ситуацией предстоит ему.
В этом году объем госзаказа текущего дорожного ремонта составил около 3 млрд рублей. Это на 1 млрд рублей меньше, чем год назад. Работы должны провести на 109 объектах общей площадью 2,2 тыс. м2.