Сделано в Петербурге. Судостроение

Автор фото: Сергей Коньков

Объем государственного оборонного заказа, размещаемого на петербургских предприятиях, в 2015 году возрастет в среднем на 20%, до 250 млрд рублей. Почти 50% этих средств получат предприятия судостроительной отрасли.

Благодаря ежегодно возрастающему на 20–30% гособоронзаказу некоторые петербургские судостроители за последние 3–4 года смогли нарастить обороты в 3–4 раза. В целом совокупный доход местных судостроителей, занимающихся проектированием и строительством военных кораблей, превысил 150 млрд рублей. Многие из них входят в государственную Объединенную судостроительную корпорацию, оборот которой за 2014 год приблизился к 300 млрд рублей, а в текущем году доход госкорпорации, по прогнозу ее главы Алексея Рахманова, достигнет 380 млрд рублей. Наибольший вклад в совокупную выручку корпорации вносят петербургские проектные бюро, разрабатывающие корабли для ВМФ РФ, и верфи, их строящие.

Самое дорогое

Так, выручка ОАО "Санкт–Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" по итогам 2014 года превысила 6,5 млрд рублей, что более чем втрое выше уровня 2011 года, когда начала действовать принятая в 2010 году государственная программа вооружений на 2011 – 2020 годы, на рекордную сумму 20 трлн рублей. "Малахит" разрабатывает атомные подводные крейсеры (АПК) и курирует их строительство на северодвинском ОАО "ПО "Семаш". Головной крейсер "Северодвинск" проекта 0885 "Ясень" вошел в состав Северного флота. По словам экспертов, это самый дорогой проект АПК, каждый крейсер стоит около $1,4 млрд.
Серийные корабли ("Казань", "Новосибирск", "Красноярск" и "Архангельск") строятся уже по усовершенствованному проекту 08 851 "Ясень–М". Планы по строительству субмарин этого проекта ВМФ РФ постоянно менялись. Последний раз в конце апреля глава департамента по обеспечению государственного оборонного заказа Минобороны РФ Андрей Вернигора заявил, что, согласно утвержденной программе строительства "Ясеней" до 2020 года, флот получит семь крейсеров.

Хорошие перспективы

Прекрасные перспективы у работающих в связке петербургского ОАО "Центральное конструкторское бюро морской техники "Рубин" и ОАО "Адмиралтейские верфи". Оба предприятия энергично укрепляют обороноспособность родины подводными лодками. Растущая потребность флота в новых кораблях позволила "Рубину" и Адмиралтейским верфям занять лидирующие позиции в отрасли по наращиванию выручки. Так, по итогам 2014 года доходы "Рубина" превысили 20,5 млрд рублей против 14,1 млрд рублей в 2011–м.
По разработанным "Рубином" проектам на ПО "Севмаш" строится серия АПК стратегического назначения — проект 955 "Борей" (стоимость одного корабля, по оценкам экспертов, около $890 млн).
Построенные по этому проекту головной корабль "Юрий Долгорукий" и два серийных "Александр Невский", "Владимир Мономах" уже переданы флоту (головной крейсер — Северному флоту, а серийные —Тихоокеанскому). Следующие корабли — "Князь Владимир", "Князь Олег", "Генералиссимус Суворов" строятся по усовершенствованному проекту 955–А. Всего до 2020 года планируется построить восемь кораблей, еще два будут заложены в декабре этого года.
Кроме атомных субмарин "Рубин" проектирует дизель–электрические подводные лодки, которые строят Адмиралтейские верфи. За прошлый год предприятие заработало рекордный доход — 36,4 млрд рублей. Выручка верфи складывается не только из гособоронзаказа — значительную часть в ее портфеле занимают заказы военно–морских сил Вьетнама и Алжира. А в последнее время предприятие активно взялось за изготовление надводных кораблей. Так, в апреле верфь начала строить для Арктической группировки ВМФ РФ серию из четырех ледоколов и уже принялась за строительство неатомных подводных лодок следующего поколения, которые отечественный флот будет заказывать после того, как Адмиралтейские верфи завершат в 2018 году постройку серии из шести неатомных подводных лодок рубиновского проекта 636 "Варшавянка".
Далее, по словам главнокомандующего ВМФ РФ Виктора Чиркова, будут строиться лодки нового поколения, проекта 677 "Лада". Контракт на достройку первых двух серийных лодок проекта 677 ("Кронштадт" и "Великие Луки") ВМФ РФ уже заключил с Адмиралтейскими верфями, а вскоре предприятие может получить контракт на строительство третьей серийной лодки. "Вопрос о заключении этого контракта решается", — сообщил главком ВМФ.
Стоимость строительства одной лодки проекта 677, по оценкам экспертов, составляет $350 – 400 млн, что примерно на 10 – 15% дороже лодок предыдущего проекта.
Более того, на "Лады" предполагается устанавливать воздухонезависимую (анаэробную) энергетическую установку. Ее разработкой сейчас активно занимается "Рубин". По словам Виктора Чиркова, до конца 2015 года начнутся стендовые испытания установки, а возможность устанавливать их на лодки появится примерно в 2020 году.
Глава "Рубина" Игорь Вильнит ранее заявлял, что бюро уже приступило к работам по созданию неатомной лодки пятого поколения. Заказы на лодки пятого поколения, по словам Виктора Чиркова, Адмиралтейские верфи могут получить в районе 2030 года.

Внешние обстоятельства

Как ранее писал "ДП", серьезные сложности с выполнением гособоронзаказа возникли у петербургского ОАО "Судостроительный завод "Северная верфь". По этой причине предприятие не может похвастаться стремительным ростом выручки. По итогам прошлого года доход судозавода составил 13,5 млрд рублей, что на 3 млрд рублей ниже уровня 2011 года. Тем не менее предприятие регулярно получает заказы на строительство надводных кораблей для ВМФ РФ. Портфель заказов верфи превышает 200 млрд рублей. Но с их выполнением возникают сложности. После того как страны Запада ввели против России санкции, а Украина прервала военно–техническое сотрудничество из–за аннексии Крыма, верфь не смогла продолжить строительство корветов нового проекта 20 385 и фрегатов, поскольку они оснащались импортными двигателями.
Так, украинское госпредприятие газотурбостроения "Зоря" — "Машпроект" поставляло Северной верфи газотурбинные установки для фрегатов. Сейчас из восьми фрегатов, которые должна построить Северная верфь по проекту 22 350 (средняя цена каждого — около 18 млрд рублей), двигателями обеспечены только два корабля. А германская компания MTU из–за санкций прекратила поставки двигателей для корветов проекта 20 385. Всего по контрактам с Минобороны Северная верфь должна построить восемь корветов этого проекта. Два из них ("Гремящий" и "Проворный"), заложенные в 2012–м и 2013 годах, остаются недостроенными. На прошлой неделе директор по маркетингу Северной верфи Леонид Кузьмин сообщил, что эти корабли будут достраиваться с заменой импортных комплектующих на отечественные. А далее, по его словам, корветы будут строиться по старому проекту 20 380, в них не используются импортные комплектующие.
Вслед за разработчиками и строителями кораблей энергично наращивают обороты поставщики комплектующих, оборудования. Например, ОАО "Концерн Океанприбор", разрабатывающее гидроакустические системы, заработало за прошлый год более 5,5 млрд рублей, а доход разработчика торпед и мин ОАО "Концерн "МПО — Гидроприбор" превысил 6 млрд рублей.