Сколько денег приносят петербургским благотворительным фондам собственные производства

Автор фото: ИТАР-ТАСС/ Михаил Метцель

Петербургские благотворительные фонды не только ждут пожертвований, но и активно развивают собственные производства. «ДП» изучил, сколько денег приносят фондам значки, игрушки, свечки, тарелки, подушки и скворечники.

«Берите маленькие лоскутки на столе и аккуратно пришивайте их к ткани», — говорит Катя, руководитель швейной мастерской в центре для людей с аутизмом «Антон тут рядом». На занятии пять студентов, все заняты делом. Кто-то шьет, кто-то строчит на швейной машинке, кто-то вырезает лоскутки и кладет на стол... Невысокая девушка с короткой стрижкой старательно пришивает лоскуток к одеялу, напевая что-то себе под нос. «Не страшно, если не сразу получится ровно», — говорит ей мастер. Пошив такого одеяла занимает несколько месяцев, это самая трудоемкая работа. Когда оно готово, получается настоящее произведение искусства, которое хочется купить совсем не из благотворительных целей, а просто потому, что оно теплое, уютное, красивое. Такое хочется иметь в своей спальне. В соседней комнате идут занятия по гончарному мастерству, студенты делают кружки, тарелки и другую кухонную утварь. У молодого человека у окна получилась красивая кружка, она уже покрыта глазурью и скоро отправится на второй обжиг. В центре есть и печь, и гончарный круг, поэтому вся продукция от начала и до конца делается ребятами здесь.
Для многих фондов собственная сувенирная продукция — это не только имиджевая составляющая, но и значительная статья доходов. Сувениры обмениваются на пожертвования, свеча, к примеру, на 100 рублей, а одеяло — на 7 тыс. Продукция благотворительных фондов распространяется на ярмарках, в концертных залах и клубах, креативных пространствах, на городских мероприятиях, в социальных сетях и специализированных интернет-магазинах. В итоге некоторым петербургским фондам удается зарабатывать таким образом до 10 млн рублей.

Терапия

В «Антон тут рядом» студенты делают открытки, блокноты ручной работы, значки с прекрасными птицами и фруктами, салфетки с ручной набойкой рисунка и многое другое. В центре есть швейная, графическая, керамическая, декораторская мастерские, что позволяет вовлечь каждого студента, учитывая его особенности. Какой-то вид работы нравится студенту, какой-то нет, что-то получается хорошо, а что-то только с помощью мастера. Помимо изготовления сувенирной продукции для фонда на занятиях ребята получают профессиональные навыки и ощущение того, что они трудятся, ходят на работу. Многие понимают, что продукция продается, а они участвуют в ее создании. А есть студенты, которых не волнует коммерческая сторона, им важно присутствие, общение.
Создание сувениров для подопечных благотворительных фондов в первую очередь носит характер терапии. Евгения Штиль, учредитель благотворительной организации «Дети Павловска», которая занимается социальной адаптацией выпускников Павловского детского дома, рассказывает, что одним из направлений в деятельности организации является арт-терапия. В ПНИ-1 в Зеленогорске у организации есть своя студия, где под руководством арт-терапевта подопечные занимаются прикладными промыслами. Например, делают деревянные броши в виде желтого дирижабля, символа организации. «Броши выпиливаются лазером в различных мастерских, а покраска и обработка каждой болванки производится вручную самими подопечными. Эти броши мы реализуем на городских мар-кетах хендмейда, а также на наших собственных фестивалях», — рассказывает Евгения Штиль.
«Мы стараемся построить учебный процесс так, чтобы каждому студенту было интересно и комфортно. Степень вовлеченности в процесс варьируется: какие-то студенты делают большую часть работы сами, а какие-то могут выполнять только одну конкретную задачу», — рассказывает Арина Журавлева, главный художник центра «Антон тут рядом». По ее словам, в мастерской графики, например, штампы из линолеума может вырезать самостоятельно почти каждый, а вот печатать на ткани сложнее — за это берутся студенты с развитым чувством композиции.
Сувенирный проект «Помогать легко» существует как дочерняя структура петербургского благотворительного фонда AdVita, который помогает больным раком, проходящим лечение в больницах Петербурга. «С детьми, подопечными фонда, уже много лет рисуют волонтеры-художники. Маленькие авторы всегда рады, когда их рисунок востребован, а для тяжелобольных детей это еще и дополнительный стимул к выздоровлению», — говорит Татьяна Найко. Дизайнеры, работающие в проекте, создают макет на основе рисунка подопечных, а партнеры проекта «Помогать легко» помогают с тиражами сувениров.
Лариса Юрьева, PR-менеджер БОО «Перспективы», рассказывает, что подопечные фонда живут в интернате всю жизнь и в этом изолированном месте у них очень мало возможностей для самореализации и развития своих способностей, мало занятий, выездов, праздников: «Поэтому мы создали для ребят керамическую, текстильную, деревообрабатывающую мастерские, мастерскую по мыловарению, где они делают сувенирную продукцию. Ассортимент изделий огромный: мыло, вазы, цветочные горшки, тарелки, салфетницы, елочные игрушки и подставки под горячее из керамики; пазлы и скворечники из дерева; декорированные лейки, вазы или часы из пластинок, расписные игольницы или «домики» для чайных пакетиков».
Анастасия Даунис, координатор родительского сообщества благотворительного фонда «Даунсайд Ап», рассказывает, что часть сувениров фонда делают подопечные ребята на занятиях со специалистами. Кроме того, фонд привлекает родителей подопечных и сотрудников, которые увлекаются валянием, декупажем, скрапбукингом. «Изготовление сувениров в нашем центре — это обучающий проект, посредством которого мы можем посмотреть мотивацию, готовность к ручному труду, способность дисциплинированнприходить на работу», — рассказывает Илья Сметанин, директор центра по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями «Работа-i». Ребята готовят литые свечи в мастерской, те, которые хорошего качества, продают на ярмарках или через группу «Вконтакте».

Деньги

Изготовлением сувениров занимаются, как правило, небольшие и средние благотворительные фонды. Несмотря на то что некоторые фонды относятся к сувенирам как к имиджевой составляющей, в условиях кризиса даже небольшие дополнительные денежные поступления актуальны. Не у всех получается сделать производство сувенирной продукции доходным, тогда они пытаются хотя бы отбить затраты. Например, в «Работа-i» все деньги, поступившие от продажи свечек, идут на зарплату ребятам. «Говорить об ощутимой доле в бюджете рано: по итогам 2014 года вышли в ноль, и судя по опыту других благотворительных организаций это хороший результат», — говорит Виктория Рыжкова, координатор проектов СПб БОО «Ночлежка». Этот фонд запустил линейку сувениров больше года назад: дизайн разработало рекламное агентство «Минин и Пожарский», принты наносятся на сувениры и дальше попадают в «Ночлежку», а потом в разные магазины, на ярмарки.
Выделить лидеров сувенирного направления сложно: официально фонды не имеют права продавать сувениры, а могут лишь обменивать их на добровольные пожертвования. «Мы порой даже не можем статистику составить. Вот идет ярмарка, и кто-то деньги в коробку с пожертвованиями кидает, кто-то отдает волонтерам. По итогу непонятно, какие средства откуда пришли», — говорит представитель одного из петербургских фондов. У одних доля сувенирной продукции занимает десятые доли процента от общей суммы поступлений в фонд, у других доля может достигать 5%.
Наиболее удачным каналом распространения представители фондов называют корпоративное сотрудничество, в этом случае удается получить пожертвования сразу за большой объем сувениров. По словам Татьяны Найко, в 2010 году к проекту присоединились компании, участвующие в инициированной фондом Ad Vita программе «Благотворительный сувенир». Корпоративные сувениры начинались с создания открыток и календарей. Сейчас AdVita сотрудничает более чем с 40 компаниями по корпоративным сувенирам. «Сувениры для компаний, выполненные в сотрудничестве с известным благотворительным фондом, приобретают дополнительную значимость. Наша программа совмещает доброе дело и подарки для коллег, партнеров, сотрудников», — говорит Татьяна Найко. Сувенирные программы фонда приносят более 10 млн рублей дохода ежегодно, из них 2,4 млн приходится на корпоративные сувениры. Варвара Некрасова, руководитель по связям с общественностью благотворительного фонда спасения тяжелобольных детей «Линия жизни», рассказывает, что у фонда также есть программа «Благотворительность вместо сувениров», которая ориентирована на корпоративных партнеров. «Вместо традиционных новогодних подарков компания отправляет сотрудникам или партнерам специальную праздничную открытку с детским рисунком, в которой рассказывает, что вместо приобретения дежурных сувениров было принято решение помочь тяжелобольному ребенку», — говорит она. Есть и другой вариант: компания может получить за пожертвование непосредственно в самом фонде сувениры — сделанные вручную мягкие игрушки.
У Упсала-цирка среди сувенирной продукции есть футболки с рисунками для каждого фестиваля, переводные татуировки для детей, связанные вручную носогрейки, значки для хулиганов. «Мы стараемся делать интересные и небанальные сувениры, которые взрослые сами с радостью захотят купить детям после выступления. Особое внимание уделяем качеству, поэтому значки делаем на специальной булавке из прочных полиметаллов», — говорит Александра Парпуц, администратор цирка. Такое же отношение и к футболкам — заказываем и привозим их из Германии. Такой подход не дает цирку сильно заработать на сувенирах, зато зрители остаются довольны.
Анастасия Даунис рассказывает, что фонд «Даунсайд ап» сотруднича-
ет в преддверии новогодних праздников с компаниями, которые заказывают у фонда открытки с детскими рисунками на зимнюю тематику для поздравления сотрудников. «Размеры пожертвования разные, в зависимости от тиража, размещения корпоративных элементов», — говорит она. Иногда фонд участвует в благотворительных ярмарках, которые проходят внутри компаний — партнеров фонда. В качестве сувениров фонд предлагает как поделки подопечных, их родителей или сотрудников фонда, так и открытки, блокноты, ручки, магниты и даже цветы».

Не жалости ради

В переводе с французского souvenir означает воспоминание. Благотворительные фонды предлагают получить за пожертвование воспоминание об их подопечных и их работе. И получить такое воспоминание хочется далеко не из жалости. В последние годы качество сувенирной продукции сильно выросло.
«Ребята изготавливают очень красивые свечи hand made, мы уверены, что люди покупают их, потому что они действительно хорошо и красиво сделаны», — уверен Илья Сметанин. «Покупка чего-либо из жалости невозможна в принципе. Плохой продукт не будут покупать, будь он хоть трижды благотворительным», — соглашается Виктория Рыжкова.
С ними солидарна и Анастасия Дау-нис: «Футболки фонда «Спорт во благо» носят как памятный знак, принадлежность к особому кругу. Их надевают на спортивные мероприятия, путешествуют по миру, фотографируясь на фоне достопримечательностей, покоряя вершины или сплавляясь по рекам». Открытки с рисунками детей на сотни тысяч рублей к Новому году компании также заказывают совсем не из жалости, а скорее от желания быть причастными к какому-то доброму делу.
«Приходит понимание: такие сувениры лучше, чем бессмысленный и беспощадный вал корпоративных презентов», — добавляет она.
В США и Европе покупка благотворительных товаров и услуг давно стала обыденным делом. По словам Татьяны Найко, за рубежом при-
нято покупать продукцию социально ответственного бизнеса, покупать товары или услуги c благотворительной составляющей: 78% покупателей охотнее купят продукцию, если часть средств от покупки пойдет на благотворительные цели, около 66% готовы даже сменить торговую марку на ту, которая поддерживает социально важные проекты. В Британии же 28% покупателей готовы вообще бойкотировать продукцию компаний, которые социально не ответственны.
В Европе и США детей с садика приучают к мысли, как важно помогать другим, фонды уже многие годы устраивают ярмарки, где продаются поделки фондов и толпится народ, в модных районах работают сотни благотворительных магазинов, в которых продаются не только сувениры, но и какие-то вещи для помощи тому или иному фонду.
В Петербурге по аналогичной схеме работает магазин «Спасибо!», где также продается сувенирная продукция благотворительных фондов.
«На мой взгляд, люди покупают вещи, глядя на дизайн, независимо от того, фонд это или нет. Поняв это, мы стали отбирать продукцию для магазина по принципу качества и дизайна, а не просто лишь потому, что это сувениры одного из фондов», — говорит Юлия Титова, руководитель благотворительных магазинов «Спасибо!».
Татьяна Найко уверена: в России также растет новое поколение филантропов. «Мы продаем не столько продукт, сколько идею: легкий и удобный способ помочь людям, — полагает она. — Подопечные AdVita делают потрясающие вещи, которые пользуются спросом прежде всего из-за неповторимости и очарования детских рисунков. В состоянии шока можно купить раз или два, но в следующий раз покупатель обошел бы нас стороной».
Кроме подопечных фонды часто привлекают именитых дизайнеров. Так, специально для AdVita Татьяна Парфенова создала коллекцию принтов для футболок, которые были выпущены ограниченным тиражом и реализованы на аукционе. А для «Линии жизни» эскизы модных маек изготовили дизайнеры Ольга Вилшенко и Бессарион. «Майки получились очень стильными и пользуются большим спросом», — говорит Варвара Некрасова.

Дальше — больше

Как и в любом деле, не обходится без препятствий. «Сложность при из-
готовлении сувениров в том, что мы стараемся сделать все максимально бесплатно. Чтобы все собранные в итоге средства шли на помощь подопечным. Найти компанию, которая готова помочь бесплатно в качестве помощи фонду и при этом качественно, можно, но это требует времени», — говорит Елена Мартьянова, представитель PR-службы фонда помощи хосписам «Вера».
Одна компания может напечатать магниты, другая — сумки. Нужно делать макеты, искать художников. Кроме того, по словам представителя петербургского благотворительного фонда, продавать сувениры фонды не могут, поскольку не имеют права заниматься коммерческой деятельностью.
Поэтому волонтеры на ярмарках могут только рекомендовать, какое пожертвование можно внести за тот или иной сувенир.
Впрочем, несмотря на сложности, благотворительные организации в один голос заявляют о планах развития.
«Мы будем проводить мастер-классы по изготовлению свечей для выпускников детских домов и ребят с ограниченными возможностями. Для ребят это возможность не только сделать что-то своими руками, но и приобрести опыт продаж», — говорит Илья Сметанин.
Начиная с 2010 года «Помогать легко» поставляет свою продукцию в 40 магазинов-партнеров (Дом книги, «Буквоед», «Порядок слов», «Спасибо!»), с этого года сувениры представлены на заправках «Лукойл» в Москве, Петербурге, Волгограде, Перми и Самаре.
В ноябре прошлого года открылся благотворительный интернет-магазин legko-legko.ru, где можно приобрести любой сувенир, не выходя из дома, рассказывает Татьяна Най-ко.
Продажами сувениров от фондов уже 5 лет занимается целый фестиваль «Душевный Bazar». Общий сбор на «Душевном Bazare» с каждым годом растет, в 2014 году он превысил 6 млн рублей (более чем на 1 млн больше, чем в 2013 году).
«Мы ожидаем продолжения положительной динамики. В связи с экономической ситуацией в стране роль частного донорства возросла в разы, и мы надеемся на отклик и понимание со стороны обычных граждан. В июле пройдет первый летний «Душевный Bazar» в Петербурге», — говорит Евгения Тарусова, PR-менеджер фестиваля «Душевный Bazar»