В Петербурге предприниматель открыл школу сомелье с оборотом 24 млн рублей

Автор фото: Ковалев Петр
Клуб любителей старых вин “WineJet-Club” Кирилл Бурлуцкий.

Предприниматель Кирилл Бурлуцкий работал менеджером в винных компаниях и научился разбираться в вине. В 2010 году он организовал клуб по интересам, и это выросло в бизнес — школу сомелье WineJet, годовой оборот которой составляет около 24 млн рублей и растет на 25% ежегодно.

Кирилл Бурлуцкий рассказывает, что его компания — школа сомелье — появилась 5 лет назад без всякого бизнес–плана. До этого он работал по найму в различных компаниях, связанных с виноторговлей (магазинах и ресторанах), затем, организовав клуб любителей вина, проводил встречи в конференц–залах гостиниц.

Вино и кофе

Постепенно встречи переросли в платные лекции и семинары, и на полученную от них прибыль Кирилл Бурлуцкий арендовал помещение на Лиговском пр. под школу сомелье WineJet. Оборот компании рос примерно на 25% ежегодно, и через 2 года компания переехала в более просторное помещение площадью 60 м2 на Петроградской стороне.
В школе обучают не только профессии сомелье, но и выбору вина при покупке, и ведению винного бизнеса — от ресторана до специализированного блога. "Рынок услуг сомелье очень узкий, но при этом желающих обучаться этой профессии много, просто потому что людям это интересно", — рассуждает владелец школы.
Директор WineJet Евгений Эргардт добавляет, что выпускники проекта чаще всего либо студенты, либо специалисты за 30, решившие поменять профессию, либо сомелье, которые приходят за повышением квалификации.
В кризис спрос немного снизился, а расходы стали выше, и осенью Кирилл Бурлуцкий решил добавить новое направление — школу чая, кофе и пряностей Baharat. Совместный оборот двух проектов — 2 млн рублей в месяц при трех штатных сотрудниках. Преподаватели и лекторы работают на условиях аутсорсинга, нередко они ведут занятия по "Скайпу" из Екатеринбурга и Лондона, это предприниматели, авторы винных проектов, блогеры. Постоянных лекторов в школе около десятка, и оплата их работы наряду с арендой — одна из основных статей расходов школы. "На сам алкоголь уходит небольшая часть затрат, все–таки мы продаем обучение, а не вино", — говорит Кирилл Бурлуцкий. Новых учеников и партнеров он находит через Интернет, сарафанное радио и на профильных выставках.
За год школа обучает 250 человек, но около трети выручки приносит компании организация корпоративов и частных винных дегустаций. Сейчас Кирилл Бурлуцкий готовит к запуску еще одно направление — составление аналитики винного рынка. Первый отчет по рынку появится в ближайшие недели, а аудитория нового направления — рестораны, магазины, оптовые продавцы алкоголя и др.

Сомелье меняет профессию

По данным Discovery Research Group, в Петербурге более 7 тыс. заведений общепита, но, как рассказывают эксперты рынка, число ресторанов, в которых есть сомелье, едва ли превысит сотню. Также в городе несколько десятков алкогольных бутиков. Алкомагазины среднего ценового сегмента чаще всего обходятся вовсе без консультантов, посетители там предпочитают выбирать напитки самостоятельно, ориентируясь на знакомые этикетки и цены. Евгений Агапов, соучредитель школы вин "Сомелье" и винного бутика Cabernet S. Club, рассказывает, что аудитория таких проектов на самом деле шире — курсы сомелье проходят и руководители закупок алкомаркетов, и сотрудники общепита, и журналисты профильных изданий. "Выпускники не обязательно работают именно консультантами, это может быть любая смежная отрасль", — говорит предприниматель.
Несмотря на относительно небольшую потребность в сомелье, в Петербурге работают более 10 специализированных школ и курсов: "Энотрия", "Миллезим", школа Лиги сомелье, "Академия вина", "Марин Экспресс" и др. Объем этого рынка оценивают примерно в 350 млн рублей в год. Евгений Агапов добавляет, что в кризис интерес к таким курсам практически не снизился: спад платежеспособности компенсировало возросшее число людей, которые хотят поменять профессию в связи с прошедшей волной сокращений. "В итоге спрос примерно на прежнем уровне, хотя цены все стараются удерживать, несмотря на то что буквально все подорожало: просто чтобы не отпугивать аудиторию", — рассказывает Евгений Агапов.