Добыча газа в России в 2014 году снизилась до 640,3 млрд м3 — меньше не было с кризисного 2009 года, говорят аналитики энергетического сектора. Россия после обострения газовой войны не только с Украиной, но и с Европой пока не придумала, кем заменить отказывающихся от газа потребителей.
Добыча природного и сопутствующего газа в 2014 году снизилась до 640,3 млрд м3 — ниже было только в кризисном 2009 году. К прошлому году добыча упала на 4,2%, отмечается в докладе Минэнерго по итогам 2014 года. Поставки газа на внешний и внутренний рынки также упали ниже трехлетки. Снизились и инвестиции в газификацию — на 15%, до 28,8 млрд рублей.
В докладе федерального ведомства по итогам работы ТЭК в прошлом году отмечается заметное снижение добычи газа — до 640,3 млрд м3. В предыдущем году компании получили 668,2 млрд м3 газа. Уровень 2012 года также был выше — 654,5 м3. В 2011 году нефтегазовый сектор добыл 670,7 млрд м3.
Уровень добычи газа и попутного нефтяного газа в прошлом году стал минимальным более чем за 10 лет без учета кризисного 2009 года, когда добыча составила 583,1 млрд м3, обращает внимание аналитик ИК "Энергокапитал" Илья Березин. Снижение добычи, по его словам, безусловно связано с потрясениями в геополитике и, как следствие, новым витком газовой войны Москвы и Киева, а также охлаждением отношений с Западом в том числе по вопросу поставок энергоносителей. Такой вывод можно сделать и на основании отсутствия значимых изменений в объемах внутреннего потребления.
Если коротко, снижение добычи во многом связано со снижением поставок газа на Украину, говорит аналитик по нефти и газу Rye, Man & Gor Securities Сергей Пигарев. Существенная доля добычи приходится на единственного экспортера газа — "Газпром". Кроме того, добыча основного игрока сокращается за счет потери доли на внутреннем рынке, где наращивают позиции независимые игроки — "Новатэк" и "Роснефть". Доля государственной корпорации на внутреннем рынке продолжит сокращаться и в этом году.
Однако поставки на внутренний рынок сокращаются в целом по отрасли, пусть и не так драматично — на 0,5%. За предыдущие 3 года на внутреннем рынке сожгли 469,1, 460 и 456,9 млрд м3 газа. Поставка газа на экспорт сократилась за год на 10,9% — до 181,2 млрд м3. В 2012 и в 2011 она составляла 186,2 и 196,8 млрд м3.
Европа постепенно сокращает покупки российского газа, что вынуждает компании снижать уровни добычи, говорит старший аналитик "Альпари" Анна Бодрова. Держать такие газовые объемы просто негде. "Пока у России нет перспективного торгового партнера, которому можно было бы перенаправить излишки добычи, невостребованные Старым Светом. Цены на газ на мировых рынках связаны со стоимостью нефти, где последние 8 месяцев колоссальная волатильность, — говорит аналитик. — Не исключено, что ценовой фактор также влияет на показатели, обнародованные Минэнерго".
Потребление газа в Европе падает еще и потому, что в бытовом секторе происходит массовая замена котлов на более энергоэффективные, спрос продолжит падение и в этом году, ранее рассказывал dp.ru аналитик Sberbank CIB Валерий Нестеров. Есть и большой потенциал по росту доли солнечной энергетики, которая уже выглядит не сказкой, а вполне конкурентоспособным ресурсом. Прогнозы по потреблению, а как следствие и добыче, теперь строить сложнее, чем еще пару лет назад, говорит аналитик.
Возможности для снижения зависимости Европы от российского сырья, естественно, существуют, но изменение энергобаланса либо замещение поставщиков — процесс небыстрый, даже при минимизациии всех сопутствующих негативных факторов на это уйдут десятки лет, продолжает Илья Березин. "Заявления многих европейских чиновников относительно молниеносной переориентации рынка на других поставщиков зачастую лишены здравого смысла и преследуют политические цели. Что касается альтернативной энергетики, то относительные темпы роста безусловно впечатляют, однако в абсолютных цифрах ее влияние остается несущественным", — комментирует аналитик "Энергокапитала".
К слову, буквально сегодня Еврокомиссия обвинила "Газпром" в злоупотреблении доминирующим положением на газовом рынке Европы по итогам расследования, длившегося с 2012 года. Компанию обвиняют в завышении цен на газ в восьми странах — речь, например, идет о Польше, Эстонии, Латвии, Литве и Болгарии. По подсчетам аналитиков, претензии к "Газпрому" могут стоить ему от $2 до 3,8 млрд — до 10% годового оборота компании в странах Евросоюза. В компании обвинения назвали необоснованными, но ее акции на Московской бирже подешевели к предыдущему закрытию на 2,7%.
Растет, согласно отчетности Минэнерго, лишь потребление газа в виде моторного топлива — с 362 до 410 млн м3 за 4 года. Прирост за последний год в этом сегменте составил 2,5% (на 10 млн м3). Это может быть связано с наращиванием доли такого транспорта в муниципальных автобусных парках крупных городов. Подписанное в 2013 году постановление правительства обязует к 2020 году перевести на газ 50% общественного транспорта в городах-миллионниках, 30% — в городах, где живут больше 300 тыс. человек, 10% — в городах с численностью от 100 тыс.
Однако принципиальных изменений в этой сфере до сих пор не произошло, говорят аналитики энергетического сектора. Темпы роста по-прежнему высоки, но доля такого топлива в общем потреблении еще не превысила и 0,1%. Программ по газификации муниципального и частного автопарков довольно много, но реализация в большинстве случаев дальше бумаги не идет. Чтобы подобный сектор мог оказывать значимое влияние на общее потребление, необходимы несоизмеримо большие усилия и время, говорят аналитики. Представители же топливного сектора отмечают необходимость в несоизмеримо больших объемах инвестиций, нежели в традиционные АЗС и автопарки.
Сегодня глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что в компании намерены перевести около половины своего автопарка на газовое топливо к 2017 году, пишут информационные агентства. Большую часть техники "Газпром" закупает у завода "Камаз", с которым уже заключили соглашение о поставке техники на альтернативном топливе, добавил топ-менеджер. В среду представители завода сообщали, что через несколько лет смогут производить до 10 тыс. таких автомобилей ежегодно. Предприятие уже инвестировало в это направление 2 млрд рублей.