Как за 20 лет Китай из отсталой аграрной страны превратился в передовую державу

Автор фото: Смирнов Владимир/ТАСС

 Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров - о том, как за 20 лет Китай из отсталой аграрной страны под руководством компартии превратился в передовую державу.

В середине марта я посетил город–побратим Шанхай в составе делегации Общественной палаты Петербурга. Увиденное поразило меня и заставило задуматься, как за 20 лет Китай из отсталой аграрной страны под руководством компартии превратился в передовую державу, выйдя на первое место в мире по производству промпродукции и внедрению инновационных технологий. Что же сделали китайские товарищи и какой опыт у них стоило бы перенять?
Во–первых, социально–экономические реформы Дэн Сяопина учитывали как мировой опыт, так и специфику китайского государства. Руководители по всей вертикали исполнительной власти несут персональную ответственность за инвестиционный климат региона, за эффективность функционирования госмонополий, за внедрение инновационных моделей производства и управления.
Результаты оцениваются исключительно по статистическим показателям развития экономики без учета чинов, званий и происхождения руководителей. Благоприятный инвестклимат в Китае создается в масштабе всей страны, а не только в особых зонах, как в России. Это касается быстрой регистрации новых фирм, четких и неизменных правил ведения бизнеса, его защиты от давления чиновников, силовиков и криминала. Любое незаконное посягательство на собственность легального предпринимателя рассматривается в Китае как тягчайшее преступление.
Допустим, к вам зашел кто–нибудь, например, из противопожарной службы, санэпидемнадзора (все эти органы присутствуют в КНР) и вынес предписание, которое повлекло остановку производства, срыв поставок клиентам. Если потом выяснилось, что действия чиновника были неправомерны, государство полностью возмещает ущерб, а затем взыскивает расходы с семьи госслужащего. Все это распространяется в том числе и на таможню.
Если этот опыт применить в Санкт–Петербурге, то прежде всего необходимо заинтересовать чиновников районных администраций в развитии бизнеса на подконтрольной территории. Однако нашим главам районов не приходится беспокоиться, как пополнить бюджет. У районов нашего города просто нет бюджетов и нет задачи их пополнять.
Из–за неэффективной системы госуправления мы имеем в Петербурге недопустимо высокую цену электро– и теплоэнергии, воды и газа. Причина этого кроется в непомерно высокой стоимости и сложности подключения к сетям монополистов. Именно поэтому энергоресурсы получаются существенно дороже, чем в большинстве регионов РФ. Решением именно этой проблемы должны заниматься профильные комитеты правительства города.
Во–вторых, наши китайские друзья решительно борются с привилегиями, которые, к слову сказать, процветают в нашей стране. Так, например, у нас собственным медицинским обслуживанием уже обзавелись не только почти все госструктуры, но и большинство госкорпораций. В КНР госрасходы жестко контролируются. Использование государственного автотранспорта строго регламентировано. Работники госаппарата обязаны отчитываться о том, где, как и с кем отдыхают. Ну а если чиновника на взятке поймают, то строго накажут вплоть до расстрела.
От Шанхая до аэропорта — 30 км — мы добираемся за 7 минут 30 секунд. Скорость нашего поезда — 431 км / ч. У меня в чемодане книга нового лидера КНР Си Дзиньпина "О государственном управлении". Может, кому–нибудь пригодится?