Фермеры Ленинградской области увеличили онлайн–продажи почти в три раза

Автор фото: Сергей Ермохин/"ДП"
За 11 месяцев 2025 года количество онлайн–заказов фермерских хозяйств из Санкт–Петербурга и Ленинградской области на платформе inSales выросло в 4,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. А объём продаж в денежном выражении — в 2,7 раза.
Такая динамика обусловлена общим ростом объёмов онлайн–торговли в России, считают аналитики. Согласно исследованию Ассоциации компаний интернет–торговли (АКИТ), за 9 месяцев 2025 года объём онлайн–торговли на 32% превысил показатели прошлого года.
По оценкам Россельхозбанка, в 2025 году объём продаж фермерских продуктов в интернете должен был достичь 80 млрд рублей, что составило бы около 10% от всех онлайн–продаж продуктов питания.

Запостили урожай

Президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств, личных подсобных хозяйств и кооперативов Ленинградской области и Петербурга Михаил Шконда подтверждает, что продажи фермеров в онлайн–каналах растут. Чаще всего для реализации своей продукции аграрии используют социальные сети.
"Для большинства хозяйств интернет является единственным способом продать свою продукцию, поскольку себестоимость продаж в офлайне стала настолько велика, что делает реализацию нерентабельной", — говорит эксперт.
На ферме "Дольче Корова", где производят продукты из молока, выдержанное мясо и выращивают птицу, используют социальные сети и мессенджеры ("ВКонтакте" и Telegram), платформу "Своё Родное", а также собственный сайт.
"На интернет у нас приходится 50% продаж. Остальное — ярмарочная торговля. При этом ярмарки дают приток людей на сайты, за счёт чего растут и онлайн–продажи", — рассказала "ДП" руководитель фермы Наталья Морозова.

Маркетинг по–деревенски

Консультант по продвижению продовольственных товаров в торговые сети Михаил Лачугин объясняет, что настоящая фермерская продукция достаточно дорога и выпускается в небольших объёмах, поэтому её сложно продвинуть в крупные торговые сети. Да и самим фермерам в большинстве случаев не слишком интересны розничные магазины.
"Поэтому они развивают именно онлайн–каналы сбыта: создают свои сайты, интернет–магазины. Это им помогает держаться на плаву. Многие также привлекают аудиторию, организуя экскурсии на ферму. Тем самым они показывают, что у них реально существующее производство", — говорит специалист.
За качественные продукты люди готовы платить больше
За качественные продукты люди готовы платить больше
Автор: Darr.Di/Shutterstock/FOTODOM
По наблюдениям предпринимателя и эксперта по сельскому хозяйству Ивана Кузнецова, товары, которые люди привыкли ассоциировать с "фермерскими" (молочная продукция, сыры, мясо, яйца), являются наиболее сложными для онлайн–реализации из–за коротких сроков хранения. Поэтому производители стараются расширять ассортимент за счёт продукции, имеющей меньше ограничений.
"Фермеры производят также тушёнку, мёд, вяленое мясо, травяные сборы, сушёные ягоды и многое другое. На любой онлайн–площадке именно эти категории растут очень хорошо", — комментирует эксперт.
Трудности в интернет–торговле для фермеров схожи с теми, с которыми приходится сталкиваться и в традиционной рознице. А именно — познакомить людей со своей продукцией и сделать так, чтобы товары покупали регулярно, подчёркивает Кузнецов.
По мнению Михаила Лачугина, большую роль играет и оформление сайтов. По наблюдениям эксперта, в большинстве случаев они оказываются неудобными и перегруженными ненужной информацией. Ещё большее значение имеет стабильность поставок и ассортимента.
"Даже если отдельный человек раз в неделю заказывает молоко и творог, он хочет получать товары привычного качества с доставкой в определённое время. С этим у многих фермеров есть проблемы. Часто это связано с сильным масштабированием. И из–за этого в какой–то момент производители не могут рассчитать свои силы", — говорит собеседник "ДП".
Тем не менее, по прогнозам эксперта, малый агробизнес будет и дальше наращивать продажи через онлайн–каналы. Активнее развивать собственные интернет–магазины начинают и более крупные игроки рынка пищевой промышленности, а также производители непродовольственных продуктов.

С ярмарки на маркетплейс

Помимо реализации продукции через собственные сайты и соцсети фермеры могут пользоваться и специальными маркетплейсами.
Аграрии Ленобласти уже давно освоили маркетплейс "Своё Родное". Он позиционируется как площадка для продажи деревенских продуктов от проверенных фермерских хозяйств. Сервис позволяет оформить доставку по всей стране.
По наблюдениям "ДП", на данный момент на платформе отображается 52 хозяйства из Санкт–Петербурга и Ленинградской области. Всего на маркетплейсе представлено 232 фермера. Но если изучить каталог, можно заметить, что не все из них являются реальными. Например, наряду с малыми хозяйствами, производящими сыр, мясные продукты, мёд, на виртуальной витрине отображаются галоши и тапки от Гатчинского промкомбината. Но такие примеры единичны.
Ещё один маркетплейс, ориентированный на продажу продуктов, произведённых фермами, семейными хозяйствами и деревенскими артелями, — "Ешь деревенское". На данный момент на платформе представлено 315 производителей. Сервис имеет доставку в Петербурге, однако пока на площадке представлены фермеры только из Тверской и Калужской областей. Ранее на маркетплейсе были и хозяйства из Ленобласти, но по каким–то причинам это сотрудничество было остановлено.
Запустить маркетплейс для фермерских товаров хотят и в Ленобласти. В прошлом году комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу региона заключил соглашение с ООО "Пространство Софт" о разработке платформы для сельскохозяйственной продукции.
"Соглашение предоставляет сельскохозяйственным товаропроизводителям Ленинградской области скидку в размере 20% на IT и информационные услуги. “Пространство Софт” в рамках соглашения обеспечит реализацию функционала по поиску продавцов и покупателей аграрной продукции, а также получит возможность принимать участие в разработке иных IT–проектов для сельскохозяйственных товаропроизводителей Ленинградской области", — пояснили в комитете по АПК региона.
Пока что проект находится на стадии ожидания финансирования, уточнили в ГКУ ЛО "Агентство по обеспечению деятельности агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области".
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Политикой о конфиденциальности.