Какой бизнес сейчас развивают в петербургских гаражах

Автор фото: Ваганов Антон

Всем известно, где начинали свой славный трудовой путь Билл Гейтс и Стив Джобс. "ДП" решил обойти петербургские гаражи, чтобы понять, какой бизнес сейчас начинается там. Как выяснилось, новые самоделкины тюнингуют дроны, учат школьников робототехнике, мастерят 3D–принтеры и собирают станки на заказ.

— А где электросамокат? — оглядываю я небольшую комнату.
— Так вот же он, — достает Артур Рыбаков из–под стола черный полиэтиленовый пакет, открывает его, высыпает на стол груду деталей и начинает их собирать.
В комнате мы не одни. В углу паяет паренек. "Подвесную систему для мультикоптера настраивает", — поясняет Артур. Напротив него электронным пером водит по экрану другой парень — дизайнер. За стенкой шум — там девушка готовит партию визиток из пластика. "Сама делала на лазерном резаке", — добавляет Артур. Все они — Garage Lab. Небольшое пространство для молодых и желающих что–то делать инженеров и конструкторов.
Весь Garage Lab буквально напичкан 3D–принтерами и компьютерами, усеян платами и проводами. В двух помещениях в центре Петроградки, на территории бывших складов, теперь есть самый настоящий гараж, в котором вчерашние студенты разрабатывают, конструируют, собирают и просто тусуются. Им повезло — многие другие начинающие предприниматели не имеют и этого и в итоге работают дома, на кафедрах своих университетов после пар, у знакомых — где есть оборудование, там и работают. Рост интереса к разработке различных механизмов начался несколько лет назад — тогда для многих стали доступны 3D–принтеры, потом все заинтересовались мультикоптерами.
Как результат — в Петербурге уже несколько тысяч человек, которые регулярно собирают роботов, беспилотники и другие механизмы каждый день. Большая часть из них — ремесленники, выполняющие мелкие заказы. Для них в городе даже открылись специализированные коворкинги — FabLab и Hack Space. Там стоят станки, оборудование, а тех, кто не умеет, научат с ними работать.

Электросамокат из гаража

Себя Артур предпочитает называть не любителем, а ремесленником — он подрабатывает выполнением различных технологичных заказов. "Например, я конструировал оборудование для квестов "закрытая комната". Для "Клаустрофобии" делал потайные двери, игровой автомат, падающих с потолка кукол и подсветку", — говорит он. В месяц за счет этого можно зарабатывать до 80 тыс. рублей, говорит он.
Ремесленничество в области роботов и умных механизмов в Петербурге востребовано, подтверждает основатель компании W. E. A. S. Robotics Илья Чех. "Если компания в России занимается робототехникой, то надо понимать, что их очень мало и к ним в любом случае будут обращаться. Им будут писать, задавать вопросы", — говорит он. W. E. A. S. Robotics уже год живет небольшими заказами — их часто просят разработать подвесы для коптеров, мультикоптеры, интерактивные инсталляции, игрушечных роботов–пауков и механизмы по погрузке мотоцикла в пикап. Деньги в любом случае небольшие: за разработку упомянутого механизма они получили $1,5 тыс. В фирме, которую он открыл с бывшими однокурсниками, на полную ставку работает пока только он один. Остальные — кто работает на заводе, кто учится.
Выполнение заказов — это просто способ заработать, чтобы иметь перспективу, нужно заниматься большим проектом, говорит Артур. Поэтому в свободное от заказов время он проектирует самокат. Сейчас модель складного электросамоката проходит последнюю доработку. Корпус Артур изготовил самостоятельно на станке, коробку для аккумуляторов — на 3D–принтере, мотор выточил сам. Из покупных деталей в нем будут только колеса, ручки и батареи для аккумулятора. Деньги на запуск производства Артур хочет собрать через краудфандинг. "У меня уже есть первые клиенты, которые готовы покупать электросамокаты для розницы, — говорит Артур. — Мы хотим собрать минимум $75 тыс.". Средства пойдут на закупку фрезерного станка для выточки деталей, намоточного стола для производства двигателей, аренду помещения и зарплаты первым сотрудникам. "Помещения в 50 м2, думаю, будет достаточно для начала производства. Тем более сейчас кризис, цены на аренду недвижимости падают", — уверен он. К осени производство должно быть налажено.
Спрос будет, уверен предприниматель. По его словам, в общей сложности в Петербурге весной и летом насчитывается до 10 тыс. запросов на покупку электросамокатов. Но Артур рассчитывает для начала продать в Москве и Петербурге 500 штук. Привлечь клиентов он надеется за счет того, что электросамокат можно будет сложить в 4 раза и убрать в обычный рюкзак.
У Ильи Чеха из W. E. A. S. Robotics с друзьями другой проект — он хочет выпустить российский тяговый и бионический протезы. Первый позволяет хватать предметы, для второго можно запрограммировать от четырех до шести жестов. "При этом человек может сам выбрать какие. А если их надо поменять, то просто обращается в мастерскую", — рассказывает об идее Илья. Консультировали проект специалисты НИИ протезирования им. Альбрехта.
"В этой области есть четкий понятный рынок и социальный заказ от государства", — говорит Илья. У проекта уже есть инвесторы — им заинтересовались Томский наноцентр "Сигма.Томск" и северо–западный Центр трансфера технологий. Сейчас проект проходит сертификацию. За 1,5 года вчерашние студенты собрали базу из 50 человек, которые заинтересовались проектом. Некоторые участвовали в тестировании, а в дальнейшем намерены приобрести протезы. "Импортные аналоги стоят от 1 млн рублей с учетом падения рубля", — говорит Илья. Илья говорит, что он будет продавать все во много раз дешевле.
Без поддержки инвесторов запустить такой проект на собственные средства было бы сложно, говорит он. "Сейчас делать что–то более–менее масштабное на российском рынке в робототехнике сложно — люди не знают, что им надо, зачем им надо. Если говорить не об игрушках и не о домашних роботах, то рынок пока очень сырой", — добавляет он. Вкладываться в долгосрочные проекты в России "в принципе не любят", а минимальный срок реализации робототехнических проектов — 5–10 лет.
Со стороны инвесторов интерес тоже пока только начинает появляться — к Илье обращались Фонд посевных инвестиций, РВК. Компания — резидент "Ингрии" и намерена стать резидентом "Сколково". И даже несмотря на наличие крупного инвестора и поддержку, все оборудование собирается то тут, то там — дома, на кафедрах вузов, отдельные детали просили знакомых выточить на заводах.

Глазастые вертолеты

"Росстройинвест", RBI, Pioneer Group, "Северный город", "Диво Остров", Великолукский мясной комбинат, коттеджные поселки — перечисляет своих заказчиков генеральный директор SkyLum Aero Дмитрий Лаптев. У него застройщики, заводы и компании заказывают аэрофото– и аэровидеосъемку с мультикоптеров, летающих беспилотных вертолетов. За 3 года в компании сняли более 500 точек по всему городу.
Аэрофотосъемка — бизнес сезонный и непостоянный. Осенью и весной спрос маленький из–за плохой погоды. Самое напряженное время — лето и зима. В месяц компания делает порядка 30 вылетов в месяц. Вдобавок сотрудникам компании нужно чуть ли не каждый день решать инженерные задачки и адаптировать коптеры под каждую новую съемку.
При запуске бизнеса Дмитрий столкнулся с тем, что на рынке не было качественных систем стабилизации для коптеров, которые позволяют камере не дергаться из–за ветра и рывков аппарата. "Когда мы начинали, то делали эти системы самостоятельно. Чертили, выпиливали, тестировали. Но даже когда стали поступать готовые подвесы, то мы их продолжили переделывать под свои нужды, — вспоминает Дмитрий. — Заказы разные. Например, обращались охотники и просили поставить инфракрасную камеру для охоты. Мы покупали эти камеры, интегрировали их в видеосистему коптера, делали так, чтобы беспилотником можно было управлять на расстоянии до 60 км на открытой местности". Обращались и компании, которые занимаются доставкой, и просили поставить систему захвата и сброса груза.
Большинство рыночных моделей коптеров не заточены на решение узкоспециализированных задач, и на этом можно также делать бизнес, уверен сооснователь компании CopterPro Михаил Семенов. Доработать коптеры просят чаще всего для аэросъемки или видеомониторинга. Клиентами становятся лесники, охотники, спасатели, владельцы сельхозполей, строительные организации. Спрос на аэрофотосъемку и разработку коптеров под заказ был еще 2–3 года назад очень слабый.
CopterPro Михаил открыл, вложив деньги, заработанные на перепродаже б / у автомобилей. Инвестиции в 1,5 млн рублей позволили купить первые модели коптеров, детали к ним и необходимое оборудование. Однако доработка и сборка из готовых комплектующих под заказ менее прибыльна, через аэрофотосъемка.
Пока основное препятствие для развития бизнеса — это законодательная практика. Пилотов дронов часто штрафуют за нарушение правил полетов в воздушном пространстве. Размеры — от 1,5 тыс. рублей для физлиц до 300 тыс. рублей для юрлиц. По правилам осуществления полетов необходимо подавать заявку за 5–6 дней на полет в центр организации воздушного движения, а если производится аэрофотосъемка, то нужно получать разрешения у военных и ФСБ. Как дальше будет развиваться эта ситуация, пока непонятно. Дмитрий Лаптев считает, что необходимо создавать саморегулируемую организацию, которая вырабатывала бы все правила использования коптеров в России. "Сейчас, насколько я знаю, готовятся поправки к федеральному закону. Но рынок набирает обороты, рынок диктует определенные правила, и государство будет на это так или иначе реагировать", — добавляет Михаил Семенов.

Без магии

— Вы когда–нибудь писали программу для робота? — спрашивает меня Павел Фролов, генеральный директор группы компаний "Мезон.ру".
— Нет, — отвечаю я.
— Сейчас попробуете, — отвечает Павел и раскрывает ноутбук. На столе передо мной — прозрачный робот на двух колесах. Моя задача — заставить его сдвинуться с места, поехать и остановиться на самом краю стола. Чтобы это сделать, нужно освоить простенькую программку, больше похожу на тетрис. Я вроде играю, складывая на экране разноцветные кубики с подписанными на них действиями, а на самом деле — пишу первую в своей жизни программу для робота. На ее освоение и написание уходит от силы минут десять.
Робот для того и задуман — за 45–минутный урок школьник должен успеть покрутить робота в руках, написать для него программу и вдоволь поиграть с ним. Роботы "СкретчДуино" — главные борцы с магией, уверен Павел Фролов. "Сейчас в российских школах засилье коммерческого программного обеспечения. Но детей учат только пользоваться им, а не разрабатывать. Технологии поставляются в закрытом виде, и как они сделаны, разобраться невозможно — все защищено патентами и коммерческими лицензиями. Это черные ящики, которые и формируют в детях магическое мышление, дети не понимают, как эти технологии работают", — поясняет он.
Продукция "СкретчДуино" сейчас самый успешный петербургский робот, он прошел путь от разработки до выпуска небольшими сериями (50–100 штук в 2 месяца). Но у "Мезон.ру" была фора — больше 10 лет компания предоставляла услуги по внедрению свободного программного обеспечения. На его базе и был спрограммирован робот, а на базе компании — выделены ресурсы для запуска нового проекта. Однако даже ей найти инвестора удалось с трудом. Сейчас разработкой и сборкой роботов занимается отдельный штат из девяти человек.
Роботы делают роботов
— Вот он, ветеран производства, — показывает 3D–принтер в углу мастерской генеральный директор 3DExperts.ru Евгений Белослудцев, — с него все началось. Мы его собрали, он напечатал второй 3D–принтер, а тот — третий, — рассказывает Евгений. Основатель династии стоит в самом углу небольшой мастерской в бывшем ПТУ. Здесь умещается все производство всех принтеров, которые делают в 3DExperts.ru, — это несколько десятков штук в месяц. Здесь же производят до 70% комплектующих, закупают на стороне только моторчики для приводов и подшипники. Платы, втулки, корпус, несущие детали — все собственного производства. "Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова", — описывает технологический процесс Евгений библейскими строками.
3DExperts.ru — это второй успешный пример, когда петербургская компания вывела в малую серию полноценный технологический продукт. Проработав 10 лет в программировании, Евгений начал собственное дело с партнером. Несколько месяцев ушло на запуск проекта, сборку первого экземпляра, его продажу и получение обратной связи. Покупателям идея понравилась, и принтеры запустили в серию. На запуск производства принтеров когда–то ушли копейки — на 50 тыс. рублей партнеры купили все комплектующие для первого экземпляра.
При этом покупатель получает не готовый принтер, а россыпь деталей, комплект для сборки принтера, из которого его еще нужно собрать. Так его удалось сделать значительно дешевле аналогов, которые Евгений за особенности внешнего вида называет "микроволновками" — начинка и детали спрятаны в корпус, на нем есть дверца, в дверце — стекло. На каждом принтере партнеры зарабатывают до 30% от его стоимости. "Есть куда падать в кризис", — говорит Евгений Белослудцев.

Робот новых людей

Но даже если говорить о уже вышедших в серию проектах, то им до массового рынка далеко. Так, Евгений Белослудцев из 3Dexperts.ru сомневается, что попытка вывести 3D–принтеры из конструктора в массмаркет будет успешной. Пик спроса на рынке квалифицированных ремесленников, которые поначалу покупали принтеры для себя и своих работ, "уже точно прошел". В последнее время при покупке клиенты все чаще задают вопросы, которые показывают снижение уровня инженерной подготовки покупателей. "Например, человек спрашивает, чем отличается плюс от минуса. Или: "А что такое шуруповерт?" То есть человек купил себе станок, сложное оборудование, и спрашивает такое! — говорит Евгений. — Мы понимаем, что люди дальше захотят купить уже собранный принтер. Но мы не хотим конкурировать с китайскими производителями, с гигантами".
Большой потенциал он пока видит в другом. Так, на них уже выходили крупные оборонные предприятия с просьбой сделать 3D–принтер на заказ, под определенные характеристики, или станки, на которых можно производить уникальные штучные детали.
Стоимость такого оборудования под заказ может доходить до миллиона рублей. Для больших компаний такие суммы — копейки, а для малого бизнеса — совсем неплохо, оценивает Евгений.
Потенциально массовый рынок робототехники и техники огромен, считает Павел Фролов из "Мезон.ру". "Но главная задача, на которую мы смотрим, — это "производство" людей, которые могут сделать этих роботов. Нужно обучить инноваторов будущего, показать им, какие возможности дают современные технологии, когда ты станку скармливаешь файлик, а он тебе выдает вещь", — говорит Павел. Школьник, лишенный магического мышления, в будущем не обязательно должен строить роботов, а может быть попросту квалифицированным пользователем, который не задает вопросов про плюс и минус и шуруповерт и знает, как и что починить, когда робот сломался.
Вдобавок сам по себе рынок образования — это уже готовый гарантированный спрос. "Это наиболее понятный рынок. Идут установки сверху, что нужно открывать курсы робототехники, кружки. Если сделать хороший робототехнический конструктор и хорошие методические пособия, которые бы не уступали Lego, то это будет покупаться однозначно", — считает Илья Чех.