Почему в Петербурге продолжают дорожать продукты

Автор фото: Ермохин Сергей

С начала года в Петербурге продолжают дорожать продукты. Председатель Ассоциации промышленников и предпринимателей Сергей Федоров объясняет, почему это происходит, кто виноват в росте цен и поясняет, что в такой ситуации нужно делать.

Ситуация с ростом цен на продовольствие в начале этого года только ухудшалась. Больше всего подорожала плодоовощная продукция: капуста — до 52%, сахар — на 37,1%, крупы (гречка) — до 61,6% и мясо — более чем на 30%. До 7% роста цен произошло из–за сговора ряда коммерческих структур: как продавцов, так и производителей. Прокуратура достаточно эффективно выявляет недобросовестных предпринимателей. Причиной более чем 15%–ного роста цен стал запрет на импорт из Европы. Такой ответ на санкции можно сравнить с древним анекдотом, когда муж выкалывает себе глаз со словами: "Нехай у тещи будет одноглазый зятек". Простой запрет импорта качественной продукции не обеспечит возрождение ни сельского хозяйства, ни производства. Еще 35% растущих цен объясняются девальвацией рубля. Да, дорогие петербуржцы, чтобы вырастить обычную картошку, наши сельхозпредприятия закупают семена, удобрения, технику за евро и доллары. Свое сельскохозяйственное машиностроение мы почти потеряли.
И самая главная причина роста цен в Петербурге — системные ошибки управления. Мы последовательно уничтожали мелкую розницу. С 2004 года было снесено более 3,5 тыс. объектов мелкорозничной торговли под лозунгом борьбы с террористической угрозой. Были попытки вернуть ее. По рекомендации Общественного совета Валентина Матвиенко подписала постановление правительства "О размещении магазинов пешеходной доступности". За 3 года бизнес планировал построить 1,5 тыс. магазинов "у дома". Взамен обещали сдавать помещения в аренду не менее чем на 10 лет и предоставление 50%–ной скидки на арендную плату. Но наши попытки провалились. Уже тогда из девяти первых и последних магазинов ни один не сумел подключиться к энергоснабжению. А в 2008 году программу похоронили. В результате сегодня более 80% рынка городской торговли контролируют пять сетевых структур. Для сговора между собой сетевикам достаточно сделать только четыре телефонных звонка. При этом контрольные пакеты сетевых ретейлеров, как правило, находятся вне территории России. А это уже называется проблемой продовольственной безопасности страны.
Что же делать? Для начала реанимировать программу по созданию магазинов "у дома", назначив профильного вице–губернатора ответственным за ее реализацию. Во–вторых, просить правительство России отказаться от введенного эмбарго на продукты из ЕС как от неэффективного ответа на экономические санкции. Затем провести комплекс мероприятий по легализации незаконной торговли продуктами в Петербурге. У нас есть такой опыт. В 2004 году около 80% предприятий малого бизнеса нашего города были в сером секторе экономики. Снижение налоговой нагрузки на малый бизнес, понижение НДФЛ и другие действия чиновников вывели малый бизнес из тени. Это во многом объясняет пятикратное увеличение бюджета города — с 75 млрд до 400 млрд рублей. И сегодня чиновникам города следует позаботиться о создании благоприятных условий для развития мелкой розницы, а не об эффективном уничтожении выживших предпринимателей. Наконец, зачастую мелкие предприниматели боятся нашей полиции больше, чем бандитов в лихие 1990–е, поэтому следует продолжить реформирование правоохранительной системы.