Российский фондовый рынок реагирует ростом на понижение суверенного рейтинга агентством Standard&Poor's до спекулятивного уровня. Индекс ММВБ поднимается более чем на 1,5%.
Агентство Standard&Poor's (S&P) снизило долгосрочный и краткосрочный рейтинги России по обязательствам в иностранной валюте до спекулятивного уровня "BB+/B" с "BBB-/A-3". На таком низком уровне российский рейтинг от S&P находился в последний раз в 2005 году.
Дальнейший прогноз по изменению рейтингов — негативный, сообщается в релизе S&P. Снижение рейтингов отражает мнение агентства о том, что гибкость денежно-кредитной политики России стала более ограниченной, а перспективы экономического роста ослабли.
С начала 2015 года все три крупнейших международных рейтинговых агентства отметились снижениями российских рейтингов. Fitch опустило суверенный рейтинг России до уровня ВВВ-, а Moody’s понизило рейтинг российских гособлигаций до Baa3, поместив его в список на пересмотр в сторону понижения. Кроме того, Moody's за последние несколько недель понизило рейтинги и прогнозы нескольким десяткам отечественных корпораций. Следует ожидать, что и S&P проведет серию понижений рейтингов российских корпораций вслед за суверенным рейтингом. Эти ожидания негативно влияют на курс российского рубля.
Вчера доллар США подорожал на Московской бирже более чем на 5 рублей, с 64,2 до 69,2 рубля. Причем большую часть этого движения, примерно с 66,4 до 69,2 американская валюта проделала после 21:00, когда агентство Standard&Poor's объявило о понижении рейтинга.
Аналитик "КИТ Финанс Брокер" Андрей Архипов объясняет негативную динамику курса российского рубля ожиданиями повышенного спроса на валюту в связи с тем, что ряду эмитентов из России придется погашать свои еврооблигации раньше срока. Такая ситуация возникнет, если вслед за S&P инвестиционный рейтинг у России отнимет еще хотя бы одно из крупнейших международных агентств: когда мусорных рейтингов станет два, по некоторым долговым бумагам сработают так называемые ковенанты, то есть обязательства эмитентов выкупить еврооблигации. Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев в недавнем интервью упоминал, что если вслед за страной корпоративные заемщики также станут терять инвестиционные рейтинги, это может привести к ковенантам по облигациям, и компаниям придется досрочно погасить свои бумаги на $20-30 млрд. Но государство, по словам Улюкаева, поможет таким заемщикам.
Георгий Ващенко, начальник управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" согласен, что риск того, что в случае снижения рейтинга корпоративным эмитентам (а это произойдет автоматически вслед за снижением суверенного рейтинга) бумаги могут быть предъявлены к досрочному погашению существует. "И сумма действительно может быть больше $10 млрд, но я сомневаюсь, что это сразу будет $30 млрд, — утверждает он. — Заемщики, разумеется, тоже в курсе ситуации на рынках и понимают, что их рейтинги вскоре пострадают. Соответственно, они будут предпринимать определенные меры, в том числе рефинансировать долг на внутренний, выкупать свои бумаги с рынка и т.д. Снижение рейтинга для них — это хорошая возможность сэкономить на внешних займах, поскольку внутренние могут стать дешевле из-за обесценения рубля. Поэтому коллапс на долговом рынке в ближайшие месяцы пока не ожидается".
Георгий Ващенко также отметил, что основное нарастание тревоги по поводу кредитоспособности России произошло в прошлом году: в ноябре котировки CDS (кредитно-дефолтных свопов), колебавшиеся до этого в диапазоне 150-250 пунктов, в ноябре взлетели до 300, а в декабре — почти до 600 пунктов. С тех пор цена CDS так и колеблется чуть ниже 600. Это означает, что за страховку от дефолта России сроком на 1 год инвесторы готовы платить почти $600 тысяч в расчете на $10-миллионный контракт.
Между тем ажиотаж на валютном рынке быстро стих: уже вчера к полуночи курс доллара опустился до 68,4 рубля, а сегодня колеблется в диапазоне 67,3-68,1 рубля. Вчерашнее ослабление рубля привело к закономерному снижению индекса РТС, рассчитываемого по котировкам акций в долларах: вчера он просел почти на 5% и сегодня теряет более 0,5%. Зато индекс ММВБ сегодня отыграл вчерашнее снижение на 1,8% и поднялся к 1670 пунктам.
Нейтральная реакция рублевых котировок ценных бумаг связана с тем, что снижение рейтинга S&P практически никак не влияет на способность российских компаний заимствовать в рублях. К примеру, крупнейшая в стране нефтяная компания "Роснефть" вчера разместила на Московской бирже облигации на 400 млрд рублей на шесть лет под 11,9% годовых. Покупателей ни эмитент, ни биржа не называют, но, как правило, подобные размещения проходят среди ограниченного круга крупнейших банков.
Главный аналитик компании ООО "Управление Сбережениями" Александр Потавин считает, что рынку государственных облигаций в связи со снижением рейтинга России также ничего не угрожает, резкого выхода нерезидентов из числа держателей ОФЗ не произойдет. "На открытом рынке всегда есть деньги, которые готовы покупать упавший в цене актив, как только цена на него станет привлекательной, — уверен он. — На нашем рынке акций наибольший урон от понижения рейтинга получит банковский сектор. Уже накануне, до объявления решения S&P, российские банки показывали самую слабую динамику (Сбербанк -6,14%). Ослабление курса рубля вкупе с падением цен на долговом рынке традиционно негативно влияет на финансовые показатели банков". Сегодня обыкновенные акции Сбербанка также начали торги падением больше чем на 3%, однако к 13:00 уже выбрались в полуторапроцентный плюс.
Как ранее писал "Деловой Петербург", действия рейтинговых агентств достаточно бессмысленны в условиях, когда финансовые рынки Европы и США и так практически закрыты для российских заемщиков из–за санкций. Ведь главное предназначение любого рейтинга — сориентировать кредиторов, желающих оценить риски, прежде чем давать в долг той или иной компании или стране.
Падение основных макроэкономических показателей России в 2015 году, вполне возможно, будет сопоставимо с динамикой 2009 года, когда ВВП упал на 7,9%. Однако способность государства погашать свои долги в связи с этим, как и в связи со снижениями международных рейтингов, вряд ли уменьшится. Имея профицит торгового баланса около $ 200 млрд в год и почти 400–миллиардные резервы, выплатить $3 млрд, предусмотренные графиком платежей по внешнему долгу на 2015 год, казне не составит труда.
Некоторые вопросы возникают в связи с долгами корпораций, которым предстоит за год отдать кредиторам более $100 млрд, но и эта сумма не выглядит ужасающей на фоне торгового баланса и резервов. Во всяком случае, крупнейшие заемщики, подконтрольные государству банки и корпорации, при поддержке бюджета могут рассчитаться с долгами легко. Если кто–то из них и объявит дефолт в такой ситуации, то скорее по политическим причинам, чем по экономическим.
Возможно, именно этот сценарий, отказ от возврата кредитов в ответ на санкции, и закладывают в свои расчеты западные экономисты, снижая нам рейтинги.