Петербуржец, увлекшись IT-бизнесом, создал несколько компаний с оборотом в 10 млн рублей

Автор фото: Валентин Беликов

Василий Баранов (28 лет) в свое время так увлекся IT–бизнесом, что не стал оканчивать университет. Сейчас у него уже несколько компаний, суммарный оборот которых в 2014 году превысил 10 млн рублей. Новый бизнес — Mestosofta — пока приносит около 100 тыс. рублей в месяц, но именно с его помощью Василий собирается изменить петербургский рынок программных продуктов для бизнеса.

Василий Баранов создал первую IT–компанию во время учебы в Российском гидрометеорологическом университете, где изучал морские информационные системы. Он долго пытался гнаться за двумя зайцами, дважды брал академический отпуск и дважды возвращался к учебе, но до диплома дело не дошло: растущий бизнес требует много внимания. У Василия есть несколько IT–проектов, однако своими главными компаниями молодой человек считает OSCompany и Mestosofta.

Сложение и умножение

Агентство интернет–маркетинга OSCompany Василий основал, учась на третьем курсе. В партнеры он взял двух сокурсников. Главным стартовым капиталом было умение создавать сайты. Компанию зарегистрировали в 2009 году. Сейчас бизнес полностью принадлежит Василию — он выкупил доли партнеров 2 года назад. Предприятие занимается созданием и раскруткой сайтов, их технической поддержкой, маркетинговым аудитом и оптимизацией. Офисы находятся в Петербурге, Москве, Уфе. В штате работают 16 человек. Среди клиентов — "Алроса", LiveTex Вячеслава Мирилашвили. Есть заказы из США, Китая, Финляндии, Казахстана.
На петербургском рынке у OSCompany около 700 конкурентов, основной пул — 30 игроков. В 2013 году OSCompany объединилась со студией веб–разработок "Сайт–Прогресс". Василий сначала стал директором объединенной компании, а в 2014 году купил "Сайт–Прогресс". Cогласно рейтингу веб–студий и digital–агентств Петербурга, составленному "Тэглайн", в 2014 году OSCompany заняла 50–е место в топ–100 компаний, ее оборот составил 10,7 млн рублей.

Потеснить старожилов

Компания Mestosofta появилась в октябре 2014 года. Это интернет–портал по продаже лицензионного программного обеспечения (ПО) как для бизнеса, так и для частных лиц. По сути, продаются электронные ключи для скачивания программ. На первый взгляд, в этом нет никакого новшества, но нужно учитывать специфику российского рынка.
По статистике, 60% тех, кто покупает ПО для бизнеса, приобретают программы в коробочной версии, то есть на диске. По сравнению с покупкой софта в коробке клиент, покупающий электронный ключ, получает ощутимую выгоду, подчеркивает Василий Баранов. Покупателю не нужно ждать доставки диска, а сам продукт оказывается в среднем на 15% дешевле: не нужно платить за работу продавца, аренду торговой точки и логистику.
Василию, который придумал идею бизнеса, принадлежит 50% компании, еще 50% — у друга, который изначально был клиентом OSCompany. Стартовый капитал компании составил 450 тыс. рублей — разработка сервиса велась собственными силами.
Лидер петербургского и российского рынка по продаже ПО — компания Softkey. Другие конкуренты Mestosofta в Петербурге — Allsoft, Softway, 1001–soft, Ulmart, Allsoft–pc.

Старт без рекламы

За первый месяц компания Mestosofta продала около 150 лицензий при среднем cчете 1,7 тыс. рублей. И это без какой–либо рекламы, подчеркивает основатель.
"Емкость рынка большая, а нормального решения для продаж нет, — объясняет Василий Баранов. — В большинстве случаев пользователь вынужден покупать коробочный продукт, ждать доставки. Электронные ключи, как правило, можно купить только на сайтах производителей ПО, но далеко не все они предлагают такую услугу в России". К концу 2015 года владельцы компании планируют обслужить 4 тыс. клиентов и достигнуть оборота 5 млн рублей.
Координатор проектов сообщества электронных компаний SPECIA Татьяна Артемьева говорит, что Mestosofta предлагает удобный сервис, аналогов которому она не видела, но посоветовала добавить рекомендательные функции — подсказки предпринимателю о том, какие программы пригодятся в его отрасли.
Василий Баранов намерен с помощью Mestosofta значительно увеличить долю лицензионного ПО на рынке b2b, сейчас в Петербурге она составляет чуть больше 40%.
По словам президента НП "Руссофт" Валентина Макарова, это вряд ли получится — доля легального софта фактически доросла до предела: "Сейчас она составляет в России 65% и сравнима со странами Восточной Европы. Это если считать по установкам. Но нелегальный софт часто установлен и не используется, так что на самом деле уровень пиратства у нас еще ниже".
По прогнозам Минэкономразвития , объем рынка ПО для бизнеса в России к 2020 году составит минимум 582 млрд рублей.