В Госдуме обсуждают отмену запрета на торговлю алкоголем на автомобильных заправках

Автор фото: Яндолин Роман
Открытие губернатором Санкт-Петербурга Георгием Полтавченко и председателем правления ОАО "Газпром" Алексеем Миллером первого многотопливного автозаправочного комплекса "Газпромнефть".

В кулуарах Госдумы обсуждают отмену запрета на торговлю алкоголем на автомобильных заправках. Это может заметно увеличить доходы АЗС от сопутствующих товаров и сократить число покупателей у традиционных продавцов алкоголя.

Как стало известно dp.ru, в Госдуме активно обсуждают отмену запрета на продажу алкоголя на автозаправочных станциях (АЗС). Для этого законодателям нужно внести поправки в федеральный закон с длинным названием "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Сейчас ст. 16, п. 2 этого закона запрещает продажу любых алкогольных напитков на АЗС. Штраф за каждое нарушение – 4000 рублей. Одновременно сейчас запрещена торговля и в маленьких магазинах у дома. По сути, продажа алкоголя, особенно крепкого, по большей части теперь сосредоточена в специализированных  и крупных сетевых магазинах.
Запрет ввели в 2010 году в рамках очередной войны с алкоголизмом, которую на этот раз объявил Дмитрий Медведев, занимавший тогда президентский пост. Тогда с инициативой по запрету продажи спиртного на АЗС выступил в Госдуме депутат от "Справедливой России" Антон Беляков. Он утверждал, что так удастся исключить факторы, провоцирующие пьянство за рулем. Фактически депутат с энтузиазмом развил идею запрета на вождение автомобиля при любом количестве выпитого, который ввел сам Дмитрий Медведев. Однако все эти меры не остановили рост ДТП с участием нетрезвых водителей: если в 2010 году таких зарегистрировали 11,8 тыс., то в 2013 году — 13,5 тыс. В итоге правило "нуля промилле" уже отменено, на очереди, видимо, продажи алкоголя на АЗС.
Обойти запрет на продажу алкоголя на бензоколонке, к примеру, оформляя торговлю на стороннее юрлицо, фактически невозможно, поскольку имеется в виду продажа на территории всего участка заправки. Единственный законный способ все-таки торговать пивом или крепкими напитками – купить соседнюю землю и открыть там отдельный магазин. Но никто не использует такую практику, говорят игроки рынка. Ведь преимущество магазинчиков на заправках в том, что водитель может взять все необходимые товары по дороге к кассе. Если сделать это невозможно, он, скорее, позже заедет в какой-то гипермаркет, чем прогуляется до торговой точки на соседнем участке.
Отмена запрета может стать подспорьем для владельцев АЗС, считают представители этого бизнеса. "Маржинальность заправок при продажах топлива снижена. К тому же, вводится много дополнительных сборов и платежей. В этих условиях прибыль от продажи дополнительных товаров пришлась бы владельцам АЗС очень кстати. Когда  был введен запрет на  алкоголь, доходы заправок от сопутствующих товаров снизились на 14-16%. К тому же, возможность такой покупки — это просто удобно для автомобилистов", — говорит заместитель гендиректора ЗАО "ПТК" Леонид Чурилов.
Впрочем, в 2012 году Российский топливный союз (РТС) уже лоббировал отказ от этого запрета. Но Госдума так и не приняла поправку, хотя источники, близкие к этой проблеме, утверждали, что текст поправки несколько раз дорабатывался и был уже полностью готов.
"Этот запрет стал непродуманным, малоэффективным решением. Проблема российских политиков в отношении рынка алкоголя в том, что они действуют только запретами без побудительных стимулов. И даже запреты устроены так, что все равно поощряют потребление нелегального алкоголя. Самый яркий пример — ночные продажи. В интернете работают десятки интернет-магазинов, где можно заказать любой алкоголь с доставкой на дом в любое время", — отмечает Максим Черниговский, генеральный директор НП "Клуб профессионалов алкогольного рынка".
С точки зрения оборота, продажи на заправках более важны для производителей пива, отмечают эксперты. Доля продаж крепкого алкоголя на АЗС до запрета составляла меньше 1%, а вот больше 90% приходилось и приходится на гипермаркеты. Зато в продажах пива бензоколонки могут занимать до 3%. Впрочем, это тоже не такой уже большой показатель.
Гораздо важнее здесь – маркетинговая составляющая, говорят производители алкоголя. "Продажи продукции на заправках составляют малую толику совокупных продаж, поэтому  глобально это не скажется на рынке. Хотя могут быть и исключения, например, в районах, где заправка является чуть ли ни единственной точкой продаж. В целом, мы были бы рады отмене этого запрета. Так, для нашей медовухи заправки можно воспринимать как рекламный канал, как инструмент продвижения и демонстрации своего напитка", — отмечает заместитель коммерческого директора по маркетингу предприятия "Дека" (марки "Никола", "Жигулевское", "Большое пиво", MegaBier и др.) Наталья Александрова.