Эпоха санкций

Начиная с марта США, Россия и ЕС объявляют санкции друг против друга. Как это отразилось на рынке лизинга и работе отдельных компаний, отвечают участники опроса "ДП".

"ЗЕСТ" — единственная лизинговая компания России, которая подверглась санкциям со стороны Соединенных Штатов. Каких–либо проблем из–за этого у нас не возникло, внешнеторговых отношений с фирмами из США у ГК "ЗЕСТ" на тот момент не было. Но благодаря многочисленным публикациям в прессе известность и весомость нашей компании значительно возросла. Что касается общего влияния санкций на экономику России, считаю, что при грамотно выстроенной политике по созданию импортозамещающих производств лизинговые компании получают значительные возможности по поставке оборудования для их оснащения.
Рынок — это саморегулирующаяся система, в идеале стремящаяся к покою. Посыл к развитию дает воздействие внешних возмущений. Система отрабатывает их, переходя на другой уровень или меняя качество. Санкции и есть такое возмущение. К примеру, запрет на ввоз ряда продовольственных товаров открыл глаза на отсутствие продовольственной безопасности. С июля постановлением правительства дотируется приобретение отечественной сельхозтехники и на условиях лизинга. Результат — в сельском хозяйстве новая техника, растет лизинговый портфель, увеличиваются объемы производства, ждем урожая. Что касается политических санкций, то, мне кажется, в ближайшее время можно будет заметить перераспределение лизингового портфеля между российскими лизинговыми компаниями и игроками с зарубежным капиталом. Санкции будут связывать последним руки в общении с российскими лизингополучателями, необходимо проверять, не под санкциями ли они либо их собственники.
При закупках оборудования и техники акценты сместились в сторону азиатских производителей. Если же аналогов приобретаемого в лизинг европейского или американского имущества нет, ключевую роль играет наличие товара на складе или кратчайший срок поставки, а также ремонтопригодность и доступность запасных частей в случае возникновения проблем с постпродажным обслуживанием. Из ярких негативных моментов можно выделить ограниченность на рынке заемного капитала, помимо подъема ставок кредитования ужесточился подход к заемщикам и обеспеченности по выдаваемым кредитам, в дефиците долгосрочное кредитование более 3 лет. В целом само ожидание негативных сценариев влияет на положение и настроения компаний хуже факта.
Санкции повлияли на возможность привлечения внешних заимствований для российских банков. Соответственно, банки вынуждены повышать ставки кредитования, в том числе и для лизинговых компаний, нуждающихся в средствах для фондирования сделок. В этой ситуации позволить себе не увеличивать цену лизинга могут крупные компании со значительным государственным участием либо крупные частные лизинговые операторы, обладающие налаженными связями с крупными кредитными институтами. Введенные ограничения на поставки в Россию продуктов и возможное сокращение широкого ассортимента непродовольственных товаров могут привести к тому, что целая группа клиентов лизинговых компаний — дистрибьюторских и торговых структур — просто уйдут с рынка. Вместе с тем в условиях импортозамещения и развития кооперации в рамках Таможенного союза у автолизинговых операторов могут появиться новые клиенты — на смену западным дистрибьюторам придут компании из ближнего зарубежья.
Рынок лизинга наравне с банковской системой можно считать индикатором здоровья экономики страны. Текущий год показывает серьезное снижение активности клиентов: многие предприятия и компании предпочитают свернуть или приостановить планы по обновлению основных средств. Но это снижение не настолько сильное, как ожидалось. "Сименс Финанс" не привлекает финансирование от российских банков, а значит, не зависит от волатильности банковской системы и не испытывает проблем с привлечением ресурсов, что сейчас является серьезной проблемой для большинства игроков рынка лизинга. Мы финансируем наших клиентов в том объеме, который им необходим.
Санкции, как внешние, так и внутренние, оказывают негативное влияние на темпы экономического роста, что увеличивает уровень неопределенности в бизнес–среде. Это негативно сказывается и на рынке лизинга. С точки зрения объема нового бизнеса сокращаются в первую очередь сегменты, где большинство лизингополучателей — крупные компании. Для многих компаний, в том числе и для нашей, замедление экономического роста стало толчком к пересмотру бизнес–модели и рыночной стратегии. Мы планируем параллельно с углублением компетенций в железнодорожной отрасли диверсифицировать продажи в сторону других отраслей: лизинга авиации, недвижимости, автотранспорта.
Санкции сказались на стоимости кредитных ресурсов, что привело к удорожанию лизинга. Неопределенность ведет к замораживанию инвестпроектов компаний, снижая запрос на лизинг. Покупка импортного оборудования с длительными сроками поставки вызывает настороженность. Санкции отразились на финансовой стабильности лизингополучателей. Но ситуация не критичная, и в ней есть перспективы для лизинговых компаний. Импортозамещение, в том числе с привлечением лизингового финансирования, открывает большие перспективы бизнесу.