"Деловой Петербург". Стартап лишь щупает рынок

Автор фото: globallookpress

Директор стартап–акселератора iDealMachine Альфия Мухаметова - о том, какие ошибки совершают предприниматели, запускающие свои стратапы.

Через iDealMachine проходит непрерывный поток стартапов. Фокус наших интересов — IT в любых сферах. И вот какую можно наблюдать картину: большинство вновь образованных проектов ищут у профессиональных венчурных инвесторов первые деньги на программный код. План примерно выглядит так: у нас есть отличная идея, мы уже разрабатываем прототип, через полгода после получения инвестиций мы готовы выкатить готовый продукт на рынок, через год выйдем на самоокупаемость, через два вернем инвестиции. Довольно странная схема с учетом активного развития образовательных программ для стартапов. Ведь такой план не имеет ничего общего с реальностью вывода инновационных продуктов на рынок. Если вспомнить терминологию, то основной характеристикой стартапа является неопределенность — не очевидна проблема, не известно решение, иногда даже клиент не определен.
Железобетонная уверенность в собственной правоте может обернуться большим разочарованием — деньги потрачены, продукт готов и выведен на рынок, но никому не нужен. Компаниям, которые точно знают, что нужно рынку, стоит идти в банки за кредитами. Со стартапами эти предприниматели вряд ли имеют что–то общее — это малый бизнес.
Венчурные инвесторы ранних стадий вовсе не ждут, что стартап придет к ним с готовым продуктом. Им нужна информация и подтвержденные данные. Первое, что нужно делать начинающему бизнесмену, — поговорить с потенциальными клиентами. Customer development — это первый шаг для поиска верного направления и зачастую особых денежных вливаний не требует. Поэтому до привлечения средств в проект необходимо подготовить ценностное предложение, выбрать наиболее эффективные инструменты для проверки спроса, получить обратную связь от рынка и даже попробовать получить первые деньги — и только после этого написанные строчки кода будут иметь смысл.
MVP (minimum viable product) часто не является полноценным продуктом — процессы не автоматизированы, многое приходится делать вручную. Разумеется, это отнимает много времени. Но автоматизировать их имеет смысл только тогда, когда есть убежденность, что это принесет прибыль. Процитирую Эрика Риса: "Любые усилия, которые не позволят нам начать учиться, не нужны, какими бы важными они ни казались". Так вот излишняя тяга к написанию кода на ранних стадиях развития IT–проектов позволяет лишь повысить квалификацию в программировании, но, к сожалению, мало чему учит с точки зрения развития бизнеса. Более того, чтобы "щупать" рынок, совершенно не обязательно доводить продукт до идеала. Идеальный, но не востребованный, он не принесет денег. А инвестиции, особенно первые, имеет смысл тратить на развитие именно бизнеса, а не продукта.