Ольга Мягченко Все статьи автора
9 октября 2014, 01:08 86

"Деловой Петербург". Импорт без надежды на замену

Фото: Trend/ Андрей Федоров

За 6 лет российские власти намерены в 1,5 раза сократить зависимость отечественной промышленности от импорта. Но в некоторых отраслях сделать это невозможно.

Новая программа импортозамещения, представленная в октябре Минпромторгом федеральному правительству, предполагает, что к 2020 году доля импорта в ключевых отраслях промышленности снизится с 70 – 90% до 50 – 60%. Модернизировать существующие предприятия и строить новые заводы и фабрики планируется за счет кредитов государственного Фонда развития промышленности, куда из бюджета ежегодно будут перечислять 15 – 20 млрд рублей в год. Смольный, в свою очередь, собирается стимулировать промышленников льготами по налогам на прибыль и имущество — на них смогут рассчитывать предприятия, которые инвестируют в свое развитие.

Чем помогут

По оценке Минпромторга, доля импорта в станкостроении сейчас превышает 90%, в тяжелом машиностроении она составляет 70%, в легкой промышленности — 80%, в электронной — 85%, фармацевтической и медицинской — 75%, в машиностроении для пищевой промышленности — 70%. Эти отрасли министерство считает наиболее перспективными в плане импортозамещения и делает на них ставку в своей программе.

Модернизацию предприятий планируется кредитовать под 3 – 4% годовых, кроме того, будет запущено проектное финансирование новых производств на льготных условиях: чтобы государство через кредиты и субсидии взяло на себя до 85% их стоимости, получая проект в залог.

Кроме того, Минпромторг готовит законопроекты, ограничивающие госзакупки иностранных автомобилей, продукции легкой и медицинской промышленности.

Смольный обещает установить льготный налог на прибыль предприятиям, за 5 лет вложившим в свое развитие свыше 15 млрд рублей. Инвесторам, модернизировавшим производство, снизят налогооблагаемую базу на сумму осуществленных вложений.

В итоге на российских промышленных предприятиях будет создан 1 млн новых рабочих мест, налоговые поступления в бюджеты всех уровней составят 500 млрд рублей в год.

Что заместят

Многие петербургские предприятия уже вовсю работают над собственными планами импортозамещения.

Например, завод медицинского оборудования "Красногвардеец" готов обеспечить потребности города в наркозно–дыхательных аппаратах, которые сейчас закупаются в Германии, Дании и США.

ОАО " Звезда " будет делать для отечественных судостроителей редукторы (раньше их поставляла Украина), разрабатывает дизельные двигатели нового поколения.

Петербургские производители радиоэлектроники в ближайшие год–два могут полностью заместить импортные поставки аппаратуры для видеонаблюдения, диспетчеризации удаленных механизмов (например, лифтов).

НПО по переработке пластмасс имени "Комсомольской правды" готово обеспечить железную дорогу светофорами.

Завод систем программного управления, сменив собственников, возобновит выпуск печатных плат.

Кто не готов

Однако не все отрасли промышленности способны быстро заместить иностранные поставки. Так, в последние годы Россия импортировала 90% станков. Чтобы наладить их производство, нужно разработать свои технологии, изготовить станки и оснастить их отечественным программным обеспечением, говорят в российской ассоциации "Станкоинструмент". Это займет десятилетия.

Первый вице–президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Сергей Бодрунов считает, что большинство приборов для авиапромышленности Россия сможет производить уже через 2–3 года. Но на разработку и запуск в производство нового двигателя для самолета может уйти до 10 лет. Для оснащения отечественными приборами иностранных самолетов, которые эксплуатируются в России, нужно согласие производителей этих воздушных судов, добавляют в Минтрансе.

Даже если такое отечественное оборудование появится, вряд ли Boeing и Airbus согласятся на его установку на своих самолетах.

Кроме того, меры стимулирования промышленности, обещанные властями, малоэффективны, говорят промышленники. Например, одна из главных причин неконкурентоспособности предприятий — низкая производительность труда, связанная с высоким износом оборудования.

Смольный пообещал местным промышленникам субсидировать затраты на лизинг инновационного оборудования. На это в бюджете с 2015 года будут выделять по 200 млн рублей в год. Глава петербургской Ассоциации предприятий электроники Михаил Скачков считает, что объемы должны быть в десятки раз больше.

Эксперты говорят, что не стоит стремиться заместить весь импорт на 100%: это затратно и неэффективно, так как во многих отраслях Россия безнадежно отстала от стран–лидеров. Лучше сконцентрироваться на тех сферах промышленности, где у нашей страны хорошие конкурентные перспективы.

Сейчас Россия импортирует 90% оборудования и технологий в станкостроении, а 25 лет назад ввозила только 10%. В советские годы 25% продукции завода имени Свердлова отправлялось на экспорт. Сегодня цеха сдаются в аренду. Сестрорецкий инструментальный завод превратился в доходный дом, где владельцы получают прибыль не от производства, а от использования недвижимости. В России уровень рентабельности станкостроительных предприятий — 2 – 3%. В развитых странах — 10 – 12%. Какой инвестор при таких условиях будет вкладываться в НИОКР в станкостроении? Это должно взять на себя государство, тогда отрасль может стать конкурентоспособной.
Николай Паничев
Николай Паничев
председатель совета директоров российской ассоциации "Станкоинструмент"
Мы в ближайшее время внесем в информационную систему госзакупок изменения, которые будут стимулировать отечественное промпроизводство. Так, в плане закупки будет указываться, сколько данной продукции требуется городу в трехлетней перспективе. Планируется приводить информацию по контрактам жизненного цикла (они имеют сроки до 30 лет). В графе "отчет" будут данные, сколько той или иной продукции уже приобретено городом. То есть заказчик сможет узнать, какие производители Петербурга смогут поставить ему нужную продукцию. А поставщики будут планировать объемы производства, ориентируясь на спрос.
Сергей Русин
Сергей Русин
председатель комитета по государственному заказу Петербурга
Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter
Новости партнеров
Реклама