"Деловой Петербург". "Мега–Авто" уехал из столицы

Автор фото: Байгушева Антонина

Петербургский автодилер "Мега–Авто" продает пять центров в Москве, чтобы сосредоточить усилия на Северо–Западе. В 2015 году авторынок упадет примерно на 10%, так что дилер вовремя избавился от убыточных активов.

Как стало известно "ДП", автодилер "Мега–Авто", подконтрольный совладельцам сети "О’Кей" Дмитрию Троицкому и Дмитрию Коржеву, продает московской ГК "АвтоСпецЦентр" пять автоцентров в Москве. Это центры "Фольксваген Центр Внуково", "Адванс–авто" (BMW, MINI), "Восток–Авто Внуково" (Hyundai), "Галант–Авто Внуково" (Mitsubishi), "Авто–Славия Внуково" (Skoda).
Первый вице–президент ГК "АвтоСпецЦентр" Алексей Тузов сообщил, что сумма сделки составила более 1 млрд рублей. "Автодеревня занимает 5 га, площадь самих автоцентров — больше 30 тыс. м2, — уточнил он. — С 1 октября все центры переходят под наше управление". По его словам, время для сделки удачное именно на фоне падения рынка. Новые активы пополнят сеть "АвтоСпецЦентра", в которую до сделки входил 21 дилерский центр, в портфеле брендов — Porsche, Audi, Infiniti, Nissan, Mazda, Skoda, KIA, Citroen, Suzuki, Hyundai и Mitsubishi.
По словам гендиректора "Мега–Авто" Максима Рудзита, сейчас разворачивается серьезная борьба между дилерами и в Москве. "Это чувствуется очень остро, — говорит Максим Рудзит. — Поэтому мы планируем сконцентрироваться на менее конкурентных регионах. Пока будем активно работать на Северо–Западе". По его словам, вырученные от сделки средства пойдут на развитие: во II квартале 2015 года планируется открытие центра Mitsubishi на Парашютной ул., также в начале 2016 года — центра Land Rover на севере города. После сделки у "Мега–Авто" останутся 17 автоцентров: восемь в Петербурге, два в Калуге, пять в Мурманске и два в Волгограде. В портфеле компании бренды Audi, Volkswagen, Hyundai, Mitsubishi, Mazda, Jaguar, Land Rover, Skoda. Формально "Мега–Авто" принадлежит кипрским офшорам. По данным "Мега–Авто", выручка ГК в 2013 году — 24 млрд рублей.

В общем тренде

Михаил Чаплыгин, гендиректор "Auto–Dealer–СПб", продажу московских активов "Мега–Авто" объясняет так: "Компания не успела закрепиться на высококонкурентном рынке. В 2013 году, когда появились первые признаки сокращения рынка, продажи этих пяти центров уменьшились на 15% по сравнению с 2012 годом".
В Петербурге дела компании в 2014 году шли тоже не особо успешно, впрочем, как и у остальных дилеров на фоне падения рынка. За первые 6 месяцев 2014 года "Мега–Авто" продал 3375 автомобилей, тогда как за 6 месяцев 2013 года — 4828 автомобилей. Падение продаж составило 30%, говорят в "Auto–Dealer–СПб".
По данным агентства, доля "Мега–Авто" по итогам первого полугодия 2014 года среди петербургских дилеров составляет 3,9% рынка, тогда как по итогам 2013 года она была 5,1%. Среди причин — закрытие салона Mazda, а также общее снижение спроса на автомобили, которые находятся в портфеле группы, отмечает Михаил Чаплыгин.

Рекордное падение

Российский авторынок переживает рекордный за 6 лет спад.
По данным АЕБ , в августе 2014 года продажи иномарок упали на 25,8% по сравнению с августом 2013 года и составили 172 тыс. автомобилей. Всего за 8 месяцев 2014 года было продано 1,58 млн иномарок, что на 12,1% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. В Петербурге, по данным "Auto–Dealer–СПб", в январе–августе 2014 года было продано 121 369 иномарок, что на 7% меньше, чем за аналогичный период 2013 года. В августе было продано 12 813 автомобилей, что на 24% меньше августа прошлого года.
Прогнозы на 2015 год тоже не слишком оптимистичны.
Это связано с экономической ситуацией, падением покупательной способности и прекращением программы льготного автокредитования, которая подстегивала спрос. Некоторые, впрочем, рассчитывают на программу по утилизации и развитие направления trade–in.

Готовятся к кризису

Неудивительно, что в таких условиях автодилеры меняют стратегию развития бизнеса или ищут пути реструктуризации бизнеса. Например, в начале сентября Евгений Войтенков объявил об объединении своей группы компаний "Олимп" с московской группой "Автодом" — в портфелях обеих компаний премиальные бренды, продажи которых оказались наиболее устойчивы на фоне общего падения авторынка. "Автодом" будет управлять петербургскими центрами "Олимпа".
Кстати, похожим образом Евгений Войтенков поступил накануне кризиса 2008 года, продав часть активов британскому автодилеру Inchcape plc. На тот момент рост авторынка составил 47%, а по итогам 2009–го падение продаж достигло 49%.
В 2015 году петербургский рынок ждет падение примерно на 10%, полагает директор по развитию ГК "Аксель" Игорь Седов. "Поэтому активного развития и строительства новых центров ждать не стоит. Однако действующие игроки пока работают стабильно", — подытоживает он.
Рынок меняется очень быстро, и прогнозировать, как себя поведут дилеры, сложно. Надеюсь, они не посыпятся, как туристические компании. Сильно закредитованные компании могут обанкротиться, а те, которые существуют на собственные средства, просто уйдут с рынка. Тем более рентабельность бизнеса крайне низкая — она составляет 1 – 2%. Многое зависит и от курса валют: если доллар и евро будут расти, то автомобили подорожают. Кредитные ставки тоже растут, что негативно отражается на спросе. Зато заработала программа утилизации. В нашей компании ситуация стандартная для всех мультибрендовых компаний: одни марки продаются хорошо, другие — не очень. Но планов по сокращению количества автоцентров нет.
Алексей Николаев
директор "Авто Премиум"
Падение продаж автомобилей началось с 2012 года. И сейчас, несмотря на низкие продажи, дилеры живут за счет сервиса, обслуживая автомобили на гарантии. Как только объем проданных гарантийных автомобилей начнет сокращаться — а это произойдет, скорее всего, в начале 2015 года, — тогда снизится и доход от сервиса. После этого мы и увидим на авторынке слияния, поглощения и даже банкротства. Дилеры с развитой сетью и разнообразием марок этот кризис переживут. Особенно если они правильно выстраивают работу с клиентами. Дело в том, что автомобили низкого и среднего сегмента по истечении срока гарантии уходят ремонтироваться к неофициальным сервисным станциям. А это серьезный удар по доходам дилера.
Василий Орехов
Директор по маркетингу "Атлант–М Балтика"