"Деловой Петербург". Ответственный за настроение

Автор фото: globallookpress

Менеджер хорошего настроения — не просто красивое наименование должности того, кто должен в компании заботиться о лояльности и вовлеченности. По мнению некоторых экспертов, его появление — это вполне назревшая необходимость.

"Мы одни из первых в Германии, а возможно, и в мире, у кого появилась должность менеджера хорошего настроения", — рассказывает один из основателей компании Jimdo (облачный сервис для создания сайтов) Фридтьёф Детцнер. Feel–good manager появился в Jimdo 3 года назад, когда в компании работали 100 человек из разных стран, в том числе из России. Эту должность заняла бывший спортивный врач. При отборе кандидатов в числе персональных качеств были важны открытость, общительность, мотивация, готовность общаться с людьми целый день. Профессионально оценивали знания и опыт в области персонального коучинга, организации обратной связи в коллективе, эргономики, спортивной подготовки. Ну и плюс организаторские способности. Главным занятием нового менеджера стала забота о каждом сотруднике, чтобы ему хотелось приходить в офис, мотивированно работать вместе со своей командой, создавать новые проекты и получать удовольствие от работы. Одним словом, feel–good manager должен поддерживать корпоративную культуру и внутренние ценности компании. "Работу менеджера хорошего настроения сложно измерить в цифрах или придумать для нее ключевые показатели эффективности, — говорит сооснователь Jimdo Маттиас Хенце. — В первую очередь важна удовлетворенность сотрудников своей работой и рабочим местом". Вопрос о зарплате специалиста, отвечающего за настроение в компании, руководители облачного сервиса оставили без ответа.

Новая HR–волна

Менеджеры хорошего настроения популярнее всего в Германии: здесь уже в паре десятков компаний (практически все из ИТ) есть такая должность. Но пришла новая волна HR–философии из США. Причем за океаном не стали мелочиться и сразу замахнулись на счастье (в основу легла книга профессора Раджендра Сисодия "Доставляя счастье" и исследования профессора психологии Михая Чиксентмихайи). "В американских компаниях нередко можно встретить менеджеров, ответственных за счастье работников, — уточняет Людмила Мургулец, управляющий партнер Development of Organization Institute. — В немецких компаниях, где деловая культура более сдержанная, ограничились менеджерами по хорошему настроению".
Должность с похожим названием (chief happiness officer, responsable du bien–etre) также набирает популярность и во Франции. "Пока всего две компании заявили о создании должности feel–good manager, — уточняет Татьяна Юрешич, специалист французского консалтингового агентства NSB Paris. — Это рекрутинговые компании Urban Linker и Human’iT. В основном речь идет о стартапах, стремящихся привлечь, заманить молодых и талантливых. Согласно соцопросам, для 51% представителей молодежи важна не столько зарплата, сколько атмосфера на работе".
Встречаются новаторы и в России. Например, в компании Enter есть "департамент счастья сотрудников". А исполнительный директор HR–клуба "КАК ДЕЛАТЬ" Александра Лысенко в числе пионеров назвала российское подразделение компании VALIO. "На нашей конференции "Лучшие HR–практики" в ноябре прошлого года Анна Белолы, директор по персоналу VALIO в Петербурге, поделилась опытом организации системного подхода к счастливому и здоровому образу жизни сотрудников, — рассказывает она. — Используя как инструмент wellness–коучинг (от англ. "хорошее самочувствие" или "благополучие"), в компании решают серьезные задачи. Как перенести фокус ответственности за свое физическое и ментальное благополучие на самого сотрудника, как сделать шаг от "хочу дополнительных льгот" к "хочу и буду здоровым и энергичным", как повысить уровень жизненной энергии и качество жизни работников и как это все связано с эффективностью компании". По словам Александры Лысенко, сегодня в HR–сообществе есть запрос на решение задач, связанных с созданием корпоративной культуры, в которой сотрудники имеют возможность быть эффективными и чувствовать себя счастливыми. "В индустриальном обществе нужны были только руки, головы и рабочее время, — добавляет Людмила Мургулец, — в наши дни работодатель должен завоевывать сердца и своей заботой добиваться хорошего самочувствия работников".

Живые люди vs. ресурс

То, что необходимость назрела, замечают многие опрошенные эксперты. "В последнее время действительно компании стали уделять большое внимание внутренним коммуникациям, корпоративным мероприятиям, атмосфере в коллективе и т. д., — соглашается Анна Чуксеева, руководитель направления по связям с общественностью Job.ru. — Комфортная, дружелюбная атмосфера повышает вовлеченность персонала, делает работу более приятной и продуктивной". Взаимосвязь между хорошим настроением на работе и экономическими показателями подтверждают исследования. Согласно данным Gallup, оптимистично настроенные сотрудники опережают пессимистов по объему продаж на 37%, прибыльность компаний, где отмечена высокая вовлеченность сотрудников, на 27% выше, чем у компаний, не уделяющих должного внимания работникам. Важность функции feel–good manager подтверждает и недавний опрос на портале hh.ru, добавляет директор по СЗФО HeadHunter Юлия Сахарова. Согласно исследованию, только 33% опрошенных россиян отметили, что чаще переживают на работе чувства удовлетворенности собой, радости и душевного подъема. Большинство же респондентов (59%) испытывают негативные эмоции — злость, негодование, хроническое раздражение, стыд, безразличие. "Сейчас в мире, жестко ориентированном на рост прибыли и погоню за бизнес–результатом, становится все более популярен дзен–буддизм как подход к работе с людьми. Он вносит большую внутреннюю гармонию в отношения к работе, к жизни, к людям и к себе", — объясняет причины появления новой HR–философии Людмила Мургулец.
Название feel–good manager демонстрирует движение в сторону восприятия сотрудников компании не ресурсом, а живыми людьми, от включенности которых напрямую зависят бизнес–результаты, отмечает Юлия Сахарова. Единственная опасность, по ее словам, состоит в том, чтобы в итоге не получить "штатного клоуна", который будет пытаться ситуативно веселить без возможности реального изменения климата в коллективе. "Для того чтобы вводить специальную штатную единицу с таким названием и задачами, требуется зрелость менеджмента, базовая адекватность бизнес–процессов, налаженная HR–функция и осознанная работа со своим внутренним HR–брендом", — предупреждает эксперт.
"Броское название — это, конечно, некая дань моде. Мне встречались различные названия этой самой должности — евангелист, директор по корпоративному счастью, появляются даже департаменты счастья, — отмечает Александра Лысенко. — Как эти специалисты называются — неважно, главное, чтобы не была дискредитирована хорошая идея. А она состоит в том, чтобы создавать в компании позитивную корпоративную культуру".

Все уже придумано

Впрочем, несмотря на актуальность темы счастливого работника, эксперты сомневаются, что feel–good manager — это что–то принципиально новое. "По описанию должность очень похожа на современного менеджера по внутренним коммуникациям, — замечает Анна Чуксеева. — Обычно в компании это направление курируется или PR–отделом, или HR–отделом, или делится между ними". "В нашей компании эта роль разделена между HR–, административным директором и менеджером по обучению и развитию, — рассказывает Татьяна Тангишева, HR–директор SPN Communications. — Разделена поровну. У каждого комфорт сотрудников включен в ключевые показатели эффективности, который оценивается на основе регулярного опроса персонала и уровня текучки. И я думаю, что именно эти три специалиста могут обеспечить хорошее настроение. HR занимается оптимизацией рабочих процессов, нематериальной мотивацией и поддержкой позитивной атмосферы в коллективе. Административный директор — созданием физического комфорта (удобный стул, фрукты, бутерброды, красивый офис, которым хочется хвастаться, и т. д.). Менеджер по обучению и развитию — созданием развивающей среды, в которой каждый может выразить себя, научить другого и вырасти сам".
Некоторые эксперты убеждены, что главный feel–good manager в компании — все–таки ее руководитель.
"Профессиональный генеральный директор сам потратит свое время на то, чтобы решить проблемы, мешающие сотрудникам получать удовольствие от работы", — уверен управляющий партнер ГК "220 Вольт" Алексей Федоров. По его мнению, делегирование этих полномочий ни к чему хорошему не приводит, а соблазн сделать это у слабого руководителя есть, особенно если в компании появляется все больше народу и возникают конфликты. "И вот появляется веселая фея или не менее веселый фей, которые устраивают выезды на природу, совместные походы в боулинг и отстаивают перед руководством право сотрудников на бесплатный фитнес, — рисует ситуацию Алексей Федоров. — Во–первых, сами сотрудники далеко не в восторге от того, что их в обязательном порядке заставляют тратить свой законный выходной на общение с коллегами. Во–вторых, сам босс, изначально пребывающий в полном восторге от нового креативного сотрудника, начинает считать бюджеты увеселительных событий и потихоньку находит, что идея была не так уж хороша. А в–третьих, и это самое главное, никакого чуда не происходит. Рабочие конфликты на то и рабочие, что решить их можно только изменением бизнес–процессов, скучной математикой, но никак не развлечениями. Кроме того, как только у компании возникнут экономические проблемы, первым, кто попадет под сокращение, окажется неунывающий профессиональный весельчак, ибо прибыли он не приносит, а без картинга все как–нибудь обойдутся".
По словам Алексея Федорова, будущее у feel–good manager существует только в компаниях, которые больше заботятся о хорошем настроении руководства, чем об эффективности.

Прекрасное далеко

Но не все эксперты столь категоричны. "Будущее профессии feel–good manager в мире быстрой коммуникации, сокращения расстояний и увеличения стресса — светлое и далекое. Скорее всего, такие специалисты войдут в состав HR–отделов и будут делить свой хлеб со специалистами по внутренним коммуникациям, делая нашу жизнь лучше", — оптимистично настроена Татьяна Тангишева. "Будущее должно быть обязательно, потому что люди любят, когда к ним относятся как к людям, — уверен Виталий Антощенко, президент Объединенной консалтинговой группы. — Только дело это должно быть общее, а не одного человека, выполняющего свои должностные обязанности".