"Деловой Петербург". Форменный передел рынка

Автор фото: Свистунова Валентина

Запрет на прямые поставки формы школам подкосил позиции швейных предприятий и дал заработать ретейлерам. В прошлом году на рынке школьной формы объемом около 2 млрд рублей работали почти 100 швейных компаний.

Петербургский рынок школьной формы почти год живет по новым правилам. В октябре 2013 года комитет по образованию в рамках борьбы против коррупции запретил работникам образовательных учреждений собирать деньги с родителей и создавать спецорганизации по сбору средств. Любая наличность в качестве благотворительности может быть только добровольной, а принудительный сбор денег на ремонт, школьную форму грозит административной и даже уголовной ответственностью.
В результате на смену централизованным закупкам школами формы для учеников пришел свободный рынок и возросла роль ретейла.

Форма от местных фабрик

Хотя благотворительные сборы и платные услуги в школах не запрещены, оформлять их стало сложнее, и, по отзывам производителей одежды, руководство школ просто не хочет рисковать. Директора школ дают родителям рекомендации по цвету формы, а родители уже самостоятельно покупают ее в магазине.
"Мы обшивали каждый год 8–10 школ, работая с ними под заказ по конкретным меркам и требованиям, — говорит Оксана Копьева, технолог ООО "Орман", — теперь приходится искать пути сотрудничества с ретейлерами".
До появления антикоррупционного приказа на рынке школьной формы объемом около 2 млрд рублей работали почти 100 швейных компаний — как крупные фабрики, так и небольшие ателье.
По данным рынка, отечественным производителям удалось занять более половины российского рынка.
"Ретейлеры, которые раньше ориентировались только на импорт, сейчас готовы работать с местными производителями", — говорит Анатолий Симанов, директор трикотажной фабрики "Элком". Правда, доля серого и черного импорта некачественной продукции по–прежнему велика, сетует эксперт. В сеть "Детский мир" школьную форму поставляют московские фабрики "Смена" и SKYLAKE, петербургский "Эколайф" производит одежду для собственной торговой марки ретейлера Chessford.

В обход ретейлеров

В то же время основным критерием выбора поставщика для сетей остается стоимость школьной формы, в результате страдает ее качество, а ответственные производители не могут реализовать свою продукцию, отмечают в Национальном союзе производителей школьной формы ("Союзформа").
"Качественная школьная форма не может стоить 1200–1500 рублей за комплект, как в сетях, она в 2 раза дороже", —говорят в "Союзформе".
По данным исследования, которое в 2013 году проводило это профессиональное сообщество, 80,4% образцов школьной формы (139 единиц) не соответствовали нормам Технического регламента ТС. По данным союза, избежать работы с сетями можно — так, например, в Брянской области школы продолжают работать напрямую с фабриками, делегируя право закупки формы кому–то из родительского комитета.

Перспективная форма

Рынок школьной формы сохраняет хорошие перспективы роста. В прошлом году с 1 сентября начал действовать Федеральный закон об образовании, который определил требования к школьной форме по всей России. Хотя больше половины школ Петербурга и до принятия закона предпочитали одевать учеников в форму, рост рынка ускорился. Массовое распространение школьной формы привело к росту объемов заказа на 15–20% и к повышению среднего счета, ведь теперь костюмы стали нужны не только для праздников, но и ежедневно.
Правда, в этом году темпы роста замедлились. "Возросло предложение школьной формы, при этом спрос в такой же пропорции не вырос, конкуренция на рынке усилилась", — рассказывает Жанна Лоншакова, директор по маркетингу ЗАО "Салют".
Она напоминает, что школьная форма — товар, на который практически нет импульсного спроса и рост рынка напрямую зависит от административного ресурса школ и финансовых возможностей родителей.