Госдума приняла в третьем чтении законопроект о запрете рекламы на платных каналах. Игроки рынка, объем которого оценивается в 156 млрд рублей, заявляют, что документ не продуман и лоббирует интересы крупных федеральных каналов.
Госдума РФ перед уходом на каникулы приняла во втором и третьем чтении поправки к закону "О рекламе". В том числе ими предлагается запретить рекламу на платных телеканалах. "Не допускается распространение рекламы в телепрограммах, телепередачах по телеканалам, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств", — говорится в тексте документа.
Помимо депутатов, законопроект поддержала и спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Она заявила, что документ защищает права потребителей от "навязывания услуг". Матвиенко также провела аналогию с советской торговлей, когда за банку шпрот "давали в нагрузку морскую капусту".
Участники рынка с мнением Матвиенко не согласны. По словам вице президента Ассоциации кабельного телевидения России Михаила Силина, законопроект не актуален и не продуман. "Никакой потребности со стороны рынка и потребителей в этом законе не было. Более того, его принимают без обсуждения с профессиональным сообществом, что в принципе неправильно", — сказал Силин. По его словам, одной из основных проблем закона является то, что в нем используются понятия, которые не фигурируют ни в одном другом законе. В частности, в России законодательно не закреплено само понятие "платное телевидение", то есть его как бы не существует.
Сейчас каналы получают деньги от кабельных операторов в качестве лицензионных платежей, то есть канал разрешает оператору транслировать программы и прочее. Стоимость услуги для потребителя определяет также оператор. "Теперь же предлагается сделать так, чтобы канал не имел права получать деньги от оператора, если на канале есть реклама. Соответственно, либо канал решит стать бесплатным и увеличит количество рекламы, либо оператору придется поднимать плату с конечных потребителей", — пояснил эксперт.
В свою очередь, генеральный директор компании "Первый ТВЧ" Николай Орлов предположил, что основной целью законопроекта является лоббирование интересов крупных федеральных каналов. Дело в том, что, по оценкам аналитиков, объем рекламного рынка телевидения в России за прошлый год составил 156 млрд рублей, при этом на тематические каналы приходится около 4 млрд рублей, что составляет около 2,5% от общего рынка.
При этом, по данным TNS, около 10% телевизионной аудитории в последнее время предпочитают именно тематические каналы. "Сейчас видна тенденция к снижению интереса к крупным федеральным каналам, их аудитория стареет. Примерно через два года на тематические каналы будет приходиться значительно больше аудитории. Соответственно, перераспределятся и рекламные бюджеты: чем популярнее канал и чем больше у него аудитория, тем дороже на нем реклама. Тогда на тематические каналы будет приходиться уже не 2,5% от объема рекламного рынка, а, возможно, 15-20%, что сопоставимо с рекламным бюджетом крупного федерального канала", — рассказал Николай Орлов.
Эксперты iKS-Consulting отмечают, что в прошлом году среди операторов платного ТВ в России по объему дохода лидировал "Ростелеком", на долю которого пришелся 21% рынка. Второе и третье места заняли "Триколор ТВ" и МТС с 13% и 11% процентами соответственно. В рейтинге доходов учитывались только операторы с абонентской базой свыше 1 млн человек.
При этом рейтинг по числу абонентов не совпал со структурой рынка по доходам. Первое место по абонентской базе в 2013 году занял оператор "Триколор ТВ" с 10 млн подписчиков – 29%, второе место у "Ростелекома" – 7 млн подписчиков, или 20% рынка, третье и четвертое места у МТС и "Эр-Телеком" — 2,58 млн и 2,57 млн абонентов соответственно, или по 7,4%.