Россияне останутся без билетов и гостиниц

Российские туристы вскоре лишатся возможности покупать билеты и бронировать гостиницы на иностранных сайтах. Соответствующие поправки прошли в трех чтениях.

Госдума во втором и третьем чтении приняла поправки в законы "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и "О персональных данных", которые лишат россиян возможности делать покупки в зарубежных online-магазинах, бронировать билеты и гостиницы при помощи иностранных интернет-сервисов, если они не обзаведутся серверами на территории России. Кроме того, проблемы должны возникнуть у зарубежных социальных сетей — Twitter, Facebook. Изменения вступают в силу 1 сентября 2016 г. Нарушителей будут заносить в специальный Реестр, доступ к таким ресурсам в России будет блокироваться.
Инициатором изменений стали депутаты партии ЛДПР, которые посчитали, что иностранные компании обязаны собирать и хранить персональные данные российских пользователей исключительно на территории России. По мнению авторов поправок, персональными данными считаются личная переписка, адрес электронной почты, данные о рождении, месте проживания и т.д.
Эксперты считают поправки абсурдными и уже прогнозируют будущий экономический вред. Как заявили в аналитическом центре Zecurion, ощутимее всего новации депутатов ударят по туристическому сегменту российского бизнеса. Пострадают компании, занятые бронированием билетов, гостиниц, продажей путевок, уверен руководитель центра Владимир Ульянов. "Кроме того, российские и иностранные компании будут поставлены в разные условия. Местные компании и агрегаты вынуждены будут соблюдать положения закона и не смогут обмениваться информацией с иностранными партнерами. В свою очередь, иностранные компании вряд ли узнают об изменениях, а если и узнают, то вряд ли захотят выполнять новые требования — в них просто нет никакого смысла. Как результат, это приведет к фактическому вымиранию российских компаний в сегменте. Те компании, которые захотят сохранить бизнес, перерегистрируются за рубежом, чтобы не выполнять новые требования", — утверждает эксперт.
Принятие подобных законопроектов о локализации персональных данных в других странах привело к уходу глобальных сервисов и огромным экономическим потерям, соглашаются в Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК). В ассоциации уверены, что законодательные изменения отпугнут иностранные компании, которые хотят вести бизнес в России и инвестировать в развитие своих проектов. Например, такие, как Booking.com и Airbnb.com и др. Кроме того, в ассоциации не согласны с утверждением авторов закона, что поправки не приведут к дополнительным тратам из бюджета. "У Роскомнадзора" появятся новые полномочия, а возможности ведомства при сегодняшнем его финансировании никак не проанализированы", — размышляют в РАЭК.
В компании Ostrovok, одной из крупнейших российских систем бронирования гостиниц, оценить экономический ущерб пока затруднились. «В нашей базе 99% — иностранные отели, такая же ситуация и у других игроков в нашей нише. Но пока нет нормативных актов, никому не ясны наши общие затраты. К примеру, непонятно, каким образом мы должны передавать данные о гостях иностранным гостиницам, что нужно предпринять, чтобы не нарушить этот закон», — говорит технический директор компании Ostrovok Евгений Курышев.
По словам Владимира Ульянова, забота депутатов ЛДПР о российском интернет-пользователе также кажется сомнительной. "Если мы говорим о настоящей защите персональных данных, то часто иностранными компаниями они защищены даже лучше, чем российскими операторами. В ряде стран законодательство в области защиты персональных данных развивается уже много лет, лучше отработана и нормативная, и техническая база", — рассуждает специалист. Поэтому следовало бы разделить иностранные государства на те, которые могут предоставить адекватную защиту личной информации (и такой список уже составлялся Роскомнадзором), и те, которые подобной защиты не обеспечивают, и, соответственно, разделить порядок передачи персональных данных за рубеж. Кроме того, пользователи должны иметь возможность взять часть рисков на себя, продолжает он. "Скажем, если покупатель билетов или владелец странички в социальной сети понимает, что его персональные данные за рубежом могут "утечь", но все равно готов рисковать и пользоваться сервисом, то это его право», — заключил Владимир Ульянов.