Петербург стал одним из лидеров свежего рейтинга межэтнической напряженности. В последнее время в городе возникло сразу несколько конфликтных ситуаций, каждая из которых по отдельности и все вместе в целом могут привести к проблемам для губернатора.
"Центр изучения национальных конфликтов" и "Клуб регионов" подготовили первый рейтинг межэтнической напряженности в России. Он презентован на сайте "Клуба регионов" с подтекстом — называется рейтинг "Гроздья гнева", а проиллюстрирован кадром с митинга, на первом плане человек в маске Гая Фокса. Такие маски любили носить участники оппозиционных митингов, подражая герою фильма "V значит вендетта". Намек, видимо, такой, что межэтническая напряженность приведет к гражданским протестам.
Петербург в этом рейтинге входит в группу самого высокого риска наряду с Москвой, Дагестаном, Татарстаном и Ставропольским краем. Там зафиксирована "наиболее угрожающая межэтническая ситуация по совокупности причин". С 1 сентября в Северной столице составителями рейтинга зафиксировано 38 конфликтов, все они перечислены. Причем жертвами в них становились как представители диаспор, так и коренного населения. "Несмотря на попытки властей наладить общественный диалог с привлечением диаспор и националистов... , динамика межнациональной напряженности остается негативной", — констатируют авторы.
Для Смольного такая оценка должна быть неприятной. Понятно, что в крупном мегаполисе конфликтов на национальной почве полностью не избежать, но городские власти как раз пытаются работать в этом направлении. В конце прошлого года был создан даже отдельный комитет по межнациональным отношениям. Губернатор Георгий Полтавченко не раз публично заявлял о необходимости бороться с нелегальной миграцией, равно как и с некультурным поведением приезжих, из-за чего нередко возникают конфликты, известно, что полиция, губернатор и диаспоры оперативно связываются по конфликтным поводам, проводится совместное патрулирование улиц. Ни погромов, ни таких массовых митингов на национальную тему, какие бывают в Москве и городах юга России, в Петербурге не было.
Петербург уже один раз "делали" "столицей национализма": в 2005-2006 годах по городу прокатилась волна убийств африканских студентов. Дело дошло до марша протеста в центре города при участии живого тогда движения "Наши" (Валентина Матвиенко пыталась его не разрешить — но и разгонять в итоге не стали). Одновременно драки стали возникать на "русских маршах" 4 ноября. По совпадению, все закончилось сразу после смены начальника ГУВД.
Попадание на первые строчки такого рейтинга в дни, когда национальная тема остра, а губернаторы назначены персонально ответственными за межэтнические отношения во вверенных регионах, — плохой сигнал для любого губернатора. Интересно, что в последние дни потенциально конфликтные темы появляются в Петербурге одна за другой.
Например, недавно Смольный внезапно принялся с большой энергией решать проблему обманутых дольщиков ЖК "Охта-модерн". К тому времени они голодали уже вторую неделю, но потом записали видеообращение к Владимиру Путину — и Полтавченко срочно поручил уладить вопрос, пошли совещания и обещания.
Две недели назад на всю страну прогремела голодовка врачей в больнице Петра Великого. Медики возмутились тем, что их реальные зарплаты гораздо ниже, чем те, что озвучиваются официально. Голодовку объявило не так много медработников, она продолжалась три дня, да и больница — федерального подчинения, к которой город прямого отношения не имеет, но уже завтра возле дворца спорта "Юбилейный" пройдет митинг врачей, заявлено 600 человек. А ЗакС с подачи комиссии по соцполитике обратился к Георгию Полтавченко с просьбой взять зарплаты врачей в Петербурге под личный контроль, признав, что фактически они действительно получают вдвое меньше, чем по статистике. Кстати, комиссию возглавляет Людмила Косткина — вице-губернатор по соцвопросам при Матвиенко.
На прошлой неделе на Канонерском острове прошли слушания по поводу расселения домов ради строительства ЗСД. Речь идет о четырех домах, где проживают около 80 семей, но немалая часть из них недовольна условиями, и на слушаниях, по словам очевидцев, было напряженно. В письме Полтавченко жители — собственники жилья — пишут: "Нас вынуждают покинуть свой родной дом и при этом диктуют условия выселения. За трехкомнатные квартиры нам предлагают менее 3,5 миллионов рублей. На эти деньги можно купить лишь однокомнатную квартиру на окраине города. Семьям предлагают ютиться в одной комнате, о компенсациях за переезд и нанесенный нам ущерб даже не идет речи". Хотя часть выселяемых, те, что живут по договору соцнайма, вполне согласилась с условиями и некоторые даже уже переехали, недовольные в ближайшие дни передадут в Смольный собранные подписи.
Каждая из этих ситуаций по отдельности не выглядит серьезной угрозой для губернатора. На первый взгляд. Но если вспомнить, как уходила в отставку Матвиенко, то одним из главных поводов для ее критики были, например, скандалы в сфере малого бизнеса. Предприниматели, на которых сначала не обращали внимания, бомбили письмами полпредство, и добились своего. Полтавченко, кстати, на грабли старается не наступать — когда владельцы ларьков возмутились планами массового сноса их павильонов, чиновники быстро отыграли назад.
В принципе, любой конфликт может стать взрывоопасным — неизвестно, кто и что положит в нужный момент на стол Владимиру Путину, и с какими комментариями. Достаточно вспомнить, как год назад президент внезапно и без всяких прелюдий рассердился из-за роста тарифов в Петербурге, потрясая стопкой квитанций. В результате был стремительно уволен вице-губернатор по ЖКХ Сергей Козырев. Точно так же на любом заседании Госсовета Путин может вдруг спросить, например: "А что это у вас там врачи митингуют?" или "А почему это у вас регион по межэтнической напряженности в лидерах?"
Когда менялся губернатор, общее мнение многих политологов и чиновников сводилось к такому объяснению: мол, при Матвиенко Петербург был очень скандальным городом, отсюда постоянно раздавался шум, раздражавший Кремль, а Полтавченко призван все успокоить. Нельзя не признать — и по градозащитной теме, и по снегоуборочной у него получилось. Но начинает зарождаться новый шум.