Банки заработают на страховках

СПб. Рынок банкострахования в 2013 году вырос на 20%. В этом году наибольший рост возможен в страховании жизни, ипотеки, каско, а также страховании от несчастных случаев.

Учитывая неблагоприятный макроэкономический прогноз и возможное замедление экономики практически во всех отраслях, эксперты прогнозируют снижение интереса к кредитным инструментам как со стороны физических лиц, так и корпоративного сектора. Темпы прироста страховых премий российских страховщиков в 2013 году составили 12%, а объем рынка достиг 905 млрд рублей.

Рынок насытился

В последние 2–3 года драйвером в росте банкострахования было страхование от несчастного случая заемщиков, привлекающих необеспеченные кредиты на личные нужды, а также не обеспеченные залогом кредиты на развитие бизнеса в сегменте малого и среднего бизнеса, говорит директор управления специальных каналов продаж северо–западного дивизиона "Ренессанс страхование" Екатерина Волкова. Причем наибольшие темпы роста в этом блоке показывали кэптивные или аффилированные к банковским группам страховщики.
Однако уже в прошлом году темпы кредитования стали снижаться. "В 2013 году рынок кредитов испытал замедление из–за естественного насыщения, а также мер ЦБ РФ, направленных на сокращение темпов его роста. Так, темпы роста кредитования сократились с 53% по итогам 2012 года до 31% в 2013 году. Соответственно, снизились и объемы страхования и страховых премий", — говорит председатель совета директоров "Хоум Кредит Страхование" Йиржи Бадр. В I квартале 2014 года эти тенденции продолжились, и ситуация едва ли изменится до конца года, считает он.

Нестабильная экономика

Если в прошлом году сегмент банкострахования прибавил 18 – 20% (при этом на Петербург пришлось порядка 7% российского рынка), то в 2014 году рост явно замедлится: нестабильность экономики не позволит активно нарастить данный портфель, согласен гендиректор страхового общества "Помощь" Александр Локтаев. Заместитель директора петербургского филиала ОАО "СОГАЗ" Дмитрий Цымляков по итогам года ждет стагнации или даже отрицательной динамики. Основные причины — это ожидаемый спад продаж в автосалонах, снижение темпов кредитования населения в целом.

Ситуация располагает

В то же время текущая ситуация открывает неплохие перспективы для роста отдельных сегментов. Так, стоимость новых автомобилей, скорее всего, будет расти, и население может начать вкладывать свободные денежные средства в покупку новых автомобилей, а не доверять их банкам, считает заместитель генерального директора по развитию ООО "СК "Капитал–полис" Сергей Мотовилов. В первую очередь такие покупки будут совершаться в кредит. Похожая ситуация и в недвижимости. "Сейчас общая экономическая ситуация, ослабление рубля и риск хранения денег во вкладах, стимулирует инвестиции имеющихся накоплений в какие–то доступные материальные активы. Например, ранее не запланированное обновление машины, жилье, с добавлением недостающих сумм за счет кредитных средств", — рассуждает Екатерина Волкова. Как следствие, наиболее высокие темпы роста будут по ипотечным программам — объект ипотеки, титул, страхование заемщика от несчастного случая. В феврале обращения клиентов в "Ренессанс страхование" за такими продуктами выросли в 3 раза к аналогичному периоду 2013 года, а количество заключенных новых договоров — в 2 раза.

Локомотив страхового рынка

Ипотечное страхование будет развиваться по мере снижения темпов потребительского кредитования, падения рубля и отзывов лицензий банков, согласен заместитель гендиректора, директор по банковскому страхованию СК "Альянс" Николай Тимофеев. Наметившаяся тенденция использования банковского канала для продаж, не связанных с кредитами или другими банковскими продуктами, также будет развиваться, считает он. Этот сегмент рынка может вырасти значительно, уверяют эксперты.
Хуже всего сегодня выглядит ситуация в страховании залогового имущества юридических лиц, отмечает Сергей Мотовилов. "В связи с общей экономической ситуацией надеяться на снижение процентных ставок в 2014 году не приходится. Скорее всего, по итогам 2013 года мы увидим отрицательную динамику страховых премий по этому виду страхования", — говорит он.
Продажи страховых продуктов через банки тем не менее остаются локомотивом страхового рынка, соглашаются эксперты. "Для страховщиков банки — хороший канал продаж их продуктов. В свою очередь, банки от сотрудничества со страховыми компаниями получают защиту своих рисков и рисков клиентов, а также дополнительный доход, так как берут на себя функции по продаже услуг страховщиков", — говорит Дмитрий Цымляков.

Наладили сотрудничество

За прошедшие 2–3 года активного роста банкострахования между кредитными организациями и страховыми компаниями налажены прочные связи, отлажена IT–инфраструктура. "Щедрая политика страховых компаний в отношении комиссии для кредитных организаций позволяет предположить, что сотрудничество будет продолжаться", — добавляет Николай Тимофеев. Одной из основных тенденций рынка банкострахования станет наращивание доли и объемов страхования кэптивных страховщиков крупных банков. Соответственно, доля рыночных страховщиков при этом будет сокращаться.