В Конституционном суде рассмотрели заявление депутатов Госдумы, которые оспаривают повышенные штрафы за неправильную парковку в Петербурге и Москве. Истцы указывают, что такие штрафы нарушают равноправие граждан. Суд вынесет решение через месяц.
Конституционный суд России рассмотрел заявление группы 95 депутатов Госдумы, которые пытаются оспорить закон о повышенных штрафах за неправильную парковку в Москве и Петербурге. В двух столицах за парковку в неположенном месте автомобилистам придется заплатить 3 тыс. рублей, хотя в других регионах, в том числе в Московской и Ленинградской областях, штрафы составляют всего 1,5 тыс. рублей. Данная норма вступила в силу летом 2012 года, и с тех пор оппозиционные депутаты российского парламента пытаются ее оспорить, заявляя, что норма нелогичная и дискриминирующая.
"Если человек едет по тротуару, создавая реальную опасность и угрозу жизни людей, он должен будет заплатить 2 тыс. рублей, а если вы припаркуетесь, то заплатите 3 тыс. рублей. Логика в законе отсутствует, — комментирует инициатор обращения в Конституционный суд депутат Госдумы Ярослав Нилов. – При этом если вы остановитесь на тротуаре на границе Москвы и области, то в столице штраф будет один, а через три метра на таком же тротуаре другой".
На заседание суда представители заявителей приехать не смогли. Нилов рассказал, что в связи с событиями в Крыму всех депутатов вызвали на встречу с президентом. Парламентарий пытался перенести судебное заседание, но этого сделать не получилось.
В итоге в Конституционном суде удалось услышать только мнение представителей власти. Полпред президента в КС Михаил Кротов заявил, что права граждан не нарушается, так как штрафы распространяются на территории и не зависят от места жительства или гражданства нарушителя. "Дифференциация административной ответственности в зависимости от места совершения правонарушения, в рассматриваемых случаях, осуществлена в полном соответствии с принципами соразмерности и индивидуализации административной ответственности", — сказал Кротов. Он также добавил, что часто из-за неправильно припаркованных машин скорая или пожарные не могут вовремя проехать на место, поэтому штрафы в Москве и Петербурге, где сложная дорожная ситуация, должны быть выше. "Водители должны уже понять, что штраф – не цена за неправильную парковку, а реальное наказание", — отметил чиновник.
С ним согласился и полпред Федерального собрания в суде Александр Соломаткин. "Водитель должен понести наказание независимо от того, откуда он приехал", — отметил он. При этом он не объяснил, почему повышенные штрафы в связи с трудной дорожной ситуацией вводятся только в Москве и Петербурге и не вводятся в Самаре, Ростове или Сочи, где тоже на улицах собираются огромные пробки. Мнение полпредов поддержали также представители властей Москвы и Петербурга.
Суд выслушал представителей властей, удалился для совещания и принятия решения. Обычно на это уходит около месяца. Ярослав Нилов полагает, что судьи вынесут какой-то компромиссный вариант и, скорее всего, снизят штрафы, так как депутаты привели "аргументы, понятные даже ребенку".
Стоит отметить, что повышенные штрафы действуют уже полтора года, но сотрудники ГИБДД практически никогда не штрафуют за это водителей. На многих улицах Москвы и Петербурга, а особенно на окраинах мегаполисов, можно видеть тысячи машин, которые стоят на газонах, тротуарах или припаркованы в два ряда на дороге. Когда депутаты принимали закон, они как раз апеллировали к тому, что штрафы, взимаемые в двух столицах, пойдут в бюджеты городов, и их потратят на постройку паркингов и организацию парковок. Однако ни в Москве, ни в Петербурге проблема за два года с места не сдвинулась, а количество автомобилей растет каждый день.
В связи с тем, что полиция штрафовать нарушителей отказывается, депутаты городских парламентов Москвы и Петербурга уже предлагали передать эти функции муниципалитетам. В январе этого года соответствующий документ поступил на рассмотрение Законодательного собрания Петербурга. Логика депутатов такая: если разрешить муниципалам штрафовать за неправильную парковку то, во-первых, будет решен вопрос пополнения бюджета муниципалитетов, так как деньги за штрафы будут оставаться у них в казне, а во-вторых, желающих парковаться на газонах будет гораздо меньше.